Чем
дальше уносит нас время от тяжких военных
лет, тем более удивительным и исторически
уникальным представляется факт пребывания
в годы Великой Отечественной войны в
Куйбышеве труппы Большого театра. Почти
таким же, как если бы на землю Древней
Греции сошли все олимпийские боги с самим
Зевсом во главе. По улицам города ходили
легендарные артисты, в театральных и
концертных залах, в красных уголках
госпиталей и заводов выступали выдающиеся
мастера, звучала высокая музыка. Это был
"парад планет", волею войны сошедших с
орбиты и осветивших собою жизнь тылового
города.
Слов,
способных адекватно отразить
беспрецедентные культурные события более
чем полувековой давности, попросту не найти.
Пусть об этом поведают факты, запечатленные
на страницах военных газет, архивных
материалов музея Большого театра,
воспоминаний очевидцев. Факты, сами по себе
имеющие исключительную историческую
ценность.
Эвакуация
Сведения
о точных сроках эвакуации коллектива
Большого театра в Куйбышеве достаточно
разноречивы. Справка музея ГАБТа сообщает,
что утром 13 октября 1941 года театр получил
правительственное распоряжение об
эвакуации в город Куйбышев. Коллектив
выехал из Москвы 14 и 15 октября с Казанского
вокзала. В письме руководства Большого
театра в редакцию альманаха "Театр и
драматургия" (12) упоминается дата
прибытия в Куйбышев первой группы
работников Большого театра- 18 октября.
Значит, в пути люди провели около 4 суток.
А
вот как вспоминает об этом И.С. Козловский:
"В середине октября основная труппа ГАБТа эвакуировалась в Куйбышев.
Добирались кто как мог. Сесть в поезд было практически невозможно. Мы 14 суток
ехали на машинах. В Куйбышеве долгое время жили в железнодорожном вагоне (5)".
Еще
более долгий срок, проведенный в пути,
называет в своих воспоминаниях ветеран
балета Большого театра Владимир Кудряшов:
"Нас, артистов Большого театра,
предупредили об отъезде накануне.
Разрешено было взять с собой один чемодан,
так как с местами было плохо. Представьте, в
четырехместном купе ехало 8-9 человек. Я
оказался в купе с А.Ш. Мелик-Пашаевым и его
женой М.С. Шмелькиной, Д.Д. Шостаковичем, А.И.
Хачатуряном. В нашем составе было 26 вагонов
и два паровоза. Но как мы ехали! Об этом
нужно сказать особо - до Куйбышева
добирались 22 дня (6)". По-видимому, все эти
факты достоверны: артисты добирались
разными группами и разное количество
времени.
Важнейшие
подробности тех дней находим в статье
Владимира Кудряшова: "Никогда не забуду
наших с Дмитрием Дмитриевичем походов за
кипятком во время стоянок поезда. Спускаясь
с поезда, он неизменно надевал калоши, очень
сосредоточенно набирал в чайник воду,
возвращался к вагону и перед тем, как
подняться в него, обязательно снимал калоши,
оставляя их на перроне. Я всегда старался
идти следом за ним, и на мой постоянный
вопрос: "Дмитрий Дмитриевич, а калоши?"
- следовал не менее постоянный ответ: "Но,
голубчик, как же? Нельзя же входить в
помещение в калошах"...
"В
Куйбышеве нас разместили в двух обычных
школах, разделив классные комнаты
перегородками из простыней (одна из школ — №
81). В каждом классе жили 18-20 человек.
Интерьер их был тоже достаточно
традиционен - большой стол посередине,
стулья, матрасы. Но стол был самым святым
местом. Здесь по вечерам собирались все
вместе, пили чай, делились едой - у кого что
было, вели разговоры. Через две недели после
приезда мы начали заниматься: под
репетиционный балетный зал было
оборудовано фойе городского Дворца
культуры с паркетным полом (того самого, где
проходила генеральная репетиция Седьмой
симфонии Д. Шостаковича). Класс давал Асаф
Михайлович Мессерер. На занятия и репетиции
ходили пешком по полтора часа, а зима 41-го в
Куйбышеве выдалась суровая, с
сорокаградусными морозами, а мы - в легкой
одежонке, не рассчитанной на такие погоды,
да и уезжали из Москвы ненадолго. Так вот мы
и жили: и В.В. Барсова, и И.С. Козловский, и М.Д.
Михайлов, и Д.Д. Шостакович, и В.Г. Дулова с А.И.
Батуриным, и многие, многие другие.
Жил
я, что называется, дверь в дверь с М.С. Шмелькиной, с которой мы вместе танцевали,
и с А.Ш. Мелик-Пашаевым. Жили очень дружно,
старались во всем помогать друг другу. Но
когда "дело доходило до дела", все
менялось: Александр Шамильевич становился
выдающимся дирижером, строгим, предельно
аккуратным, с которым даже представить себе
было нельзя панибратских отношений.
Интонацию домашнего общения никогда никто
не переносил на работу (6)".
Однако,
вернемся к моменту эвакуации. 18 декабря 1941
года на страницах газеты "Волжская
коммуна" исполняющий обязанности
директора Большого театра Я.Л. Леонтьев
рассказал, что в город прибыла труппа в
составе 500 человек. На первых порах
репертуар включит концертные программы и
фрагменты спектаклей. По получении
декораций и костюмов пойдут оперы и балеты,
в которых выступят: В. Барсова, И. Козловский,
М. Михайлов. М. Рсйзен, О. Лепешинская, А. Мессерер,
А. Пирогов, В. Лубенцов, А. Ермолаев, Г. Жуковская, Б. Златогорова, Е. Межерауп, Е. Сливинская, С. Остроумов,
А. Батурин. Б. Бугайский, П. Норцов, С. Красовский,
С. Стрельцов и другие. Дирижировать
спектаклями будут: народный артист СССР С. Самосуд,
народный артист РСФСР Ю. Файер, народный
артист СССР Л. Штейнберг, заслуженный
деятель искусств РСФСР А. Мелик-Пашаев и
профессор В. Небольсин. В составе труппы прибыли также главный художник П.
Вильямс, художник М. Петровский, главный хормейстер М. Купер и др.
Опера
Страницы
"Волжской коммуны" свидетельствуют,
что первый оперный спектакль "Травиата"
Дж. Верди состоялся 11 декабря 1941 года. До
сего момента труппа показывала отрывки из
опер в концертном исполнении (Для сравнения:
филиал Большого театра в Москве открылся 19
ноября 1941 года концертом).
22,
23, 29 ноября - "Аида" (1 и 4 картины);
30
ноября - "Травиата" (1 и 2 акты);
3,
5 декабря - "Иван Сусанин" (1, 3 и 5 картины);
6
декабря - "Пиковая дама" (2 и 7 картины);
7
декабря - "Аида" (1 и 4 картины).
Да
и первая "Травиата" не являлась еще
полноценным театральным спектаклем. "Во
время эвакуации фашисты разбомбили эшелон
с декорациями и костюмами. Погибли
сопровождающие его рабочие сцены и
заведующий постановочной частью театра Л. Исаев,
- вспоминал об этом периоде И.С. Козловский. -
Декорации писались заново, но возобновлять
костюмы в условиях военного времени и в
очень короткие сроки было невозможно. Тогда
дирижер театра С. Самосуд предложил
единственно реальный выход из создавшегося
положения: нужно ставить спектакли, в
которых артисты смогут выступать в своих
обычных концертных костюмах. Таким образом,
первыми спектаклями театра в Куйбышеве
стали "Евгений Онегин" и "Травиата".
Премьеры прошли с большим успехом, и я
уверен, что зрителям даже не приходило в
голову, что герои на сцене одеты "не по
форме" (5)".
Концертный
показ опер в отрывках продолжался и далее,
но с начала 1942 года оперные постановки
стали появляться на сцене одна за другой, и
первой стала "Травиата" Дж. Верди 4 января. К
1943 году Большой театр показывал уже девять
опер: "Травиату", "Севильского
цирюльника", "Пиковую даму". "Черевички",
"Ивана Сусанина", "Евгения Онегина",
"Вильгельма Телля", "Кармен", "Аиду".
Премьеры шести из них были осуществлены
в Куйбышеве в 1942 году, "Кармен" - в 1943 году:
Дж.
Верди "Травиата"
— 4 января 1942 года.
Дирижер
— А.Ш. Мелик-Пашаев
Режиссер
— Н.С. Домбровский
Художники
— П.В. Вильямс, М.А. Петровский
Балетмейстер
— Р.В. Захаров
В
Куйбышеве спектакль прошел 57 раз. Последнее
представление стоялось 28 июня 1943 года.
Дж.
Россини "Севильский цирюльник"— 7
января 1942 года.
Дирижер
— С.А. Самосуд
Режиссер
— Е.Н. Соковнин
Художник
— П.В. Вильямс
П. Чайковский
"Пиковая дама"
— 28 марта 1942 года.
Дирижер
— А.Ш. Мелик-Пашаев
Режиссер
— Н.С. Домбровский
Пастораль
поставлена А.И. Чекрыгиным
М.
Глинка "Иван Сусанин"
— 17 мая 1942 года.
Дирижер
— С.А. Самосуд
Режиссер
— Е.Н. Соковнин
Художник
— П.В. Вильямс
Балетмейстер
— Р.В. Захаров.
В
Куйбышеве спектакль прошел 11 раз.
П. Чайковский
"Евгений Онегин"
Дирижер
— В.В. Небольсин
Режиссер
— Е.Н. Соковнин
Художник
— П.В. Вильямс
Балетмейстер
— Р.В. Захаров
Последний
спектакль в Куйбышеве состоялся 11 июля 1943
года. С окончанием эвакуации постановка
была перенесена на московскую сцену и там
показана впервые 6 ноября 1943 года. Всего
спектакль прошел 60 раз.
Дж.
Россини "Вильгельм Телль"
— 8 ноября 1942
года.
Дирижер
— А.Ш. Мелик-Пашаев
Режиссер
и балетмейстер — Р.В. Захаров
Художник
— П.В. Вильямс
В
Куйбышеве спектакль прошел 22 раза.
Ж.
Бизе "Кармен"
— 9 июня 1943 года.
Дирижер
— А.Ш. Мелик-Пашаев
Режиссер
— Р.В. Захаров
Художник
— М.А. Петровский
Балетмейстер
— И.А. Моисеев
По
сведениям, почерпнутым из письма в редакцию
альманаха "Театр и драматургия" от 16
мая 1944 года, в Куйбышеве в 1942 году шла и
опера "Демон". Это подтверждают и
воспоминания В. Кудряшова, который в этом
спектакле танцевал лезгинку.
В
статье "Большой театр в Куйбышеве"
сообщалось также о начале работы труппы над
оперой "Борис Годунов" в редакции Д. Шостаковича (2. 6.02). Постановка в куйбышевский период не
была осуществлена.
Оперу
П. Чайковского "Черевички" Большой
театр поставил еще до войны 14 января 1941 года.
В постановочную группу вошли дирижер А. Мелик-Пашаев,
режиссер Р. Симонов и художник А. Петрицкий.
Главные партии исполняли: Вакула - Г. Большаков,
Оксана - С. Панова, Солоха -Е. Антонова, Бес - А. Иванов,
Светлейший - П. Норцов, Чуб - М. Михайлов,
Голова - В. Лубенцов, Леший - И. Скобцов. В
Куйбышеве спектакль шел с огромным успехом.
Именно в эвакуации участники спектакля
узнали о присуждении им за эту работу
Сталинской премии. 16 апреля 1942 года "Волжская
коммуна" сообщила о митинге коллектива
ГАБТа, посвященном чествованию лауреатов
Сталинской премии А. Мелик-Пашаева, Г. Большакова,
М. Михайлова, П. Норцова, Е. Антоновой. Спустя
четыре дня состоялся концерт с участием
лауреатов, посвященный этому событию.
Пресса
с вниманием и охотой откликалась на оперные
постановки Большого. Вполне понятна в
военных рецензиях тенденция преломлять
содержание спектаклей сквозь призму
текущих событий. Темой номер один была
война. Ею мерилось все, и в жизни, и в
искусстве.
Характерна
в этом смысле выдержка из отклика
постоянного рецензента В. Владимирова на
премьеру "Ивана Сусанина": "Сусанин
М.Д. Михайлова - простой русский человек, и
так как в нем нет ни внешнего пафоса, ни позы,
то трудно поверить, что он
-
герой. Но вот
пришла беда, и он идет беде навстречу и
подвиг для него - дело человеческой совести.
Это подлинно русский характер. Таковы и
Тарас Бульба, и капитан Тушин из "Войны и
мира", и миллионы других русских людей,
которые прошли через русскую историю ... и
делают ее сейчас, когда на русскую землю
напали фашисты. Вот почему драматические
сцены ... в исполнении Михайлова достигают
такой обобщающей силы, что бывшее и далекое
становится и сегодняшним и близким" (2.
24.05).
С
этой же точки зрения оценивались другие
актерские работы: В. Барсовой - Антониды - "вся
в ощущении современности", Б. Златогоровой - Вани
- "прототип тех маленьких героев, которых
рождает сейчас великая наша страна" (2.
24.05).
Именно
так, в тесной связи с жизнью, пропуская
через измученные войной души, воспринимали
тогда оперу Глинки сидящие в зале зрители.
Из
воспоминаний Р.В. Захарова: "Шла опера "Иван
Сусанин". В картине, где взбешенные
польские захватчики набрасываются с
шашками на Сусанина, внезапно из партера на
сцену выскочил один из военных и бросился
на хористов-"поляков" с револьвером в
руках. Видимо, нервы его были так напряжены
беспрерывными боями, что театральная
условность в тот момент показалась
реальностью, и он решил спасти Сусанина-Михайлова
от набросившихся на него врагов. К счастью,
стоявший за кулисами режиссер Борис
Петрович Иванов и еще кто-то успели
схватить его за руки и быстро увели со сцены"
(4. С. 64).
В
статье о спектакле "Аида" В. Владимиров
явно не удовлетворен тем, что политические
события оперы (борьба Египта с Эфиопией) -
"лишь исторический фон и пружина интриги
... патриотические реплики Амонасро звучат изолированно во всей атмосфере драмы
(2.
6.03)". Музыкальная сторона спектакля
удостаивается самых высоких похвал. Здесь и
блестящее исполнение Е. Сливинской
— Аиды ("ее
искусство то проникает в область тончайшей
и нежнейшей лирики, то поднимается до
настоящего пафоса"), А. Иванова
— Амонасро
("создал образ большой внутренней силы''), А. Турчиной
— Амнерис, А. Яхонтова
— Фараона, В. Лубенцова
— Рамфиса,
А. Хоссона — гонца. Партию Радамеса пел Я. Енакиев.
Рецензент отметил прекрасное звучание
хоров (хормейстер М. Купер) и, в особенности,
работу музыкального руководителя: "Талантливый
дирижер Л.П. Штейнберг твердой и опытной
рукой направлял весь этот громадный и
вдохновенный музыкальный поток, придавал
его движению то гармоническое равноправие,
которое лежит в самой природе "Аиды" -
одного из лучших произведений оперного
искусства (2. 6.03)".
В
тех спектаклях, где найти исторические, а то
и политические параллели с современностью
было совсем уж невозможно, все внимание
авторов статей переключалось на
музыкальные достоинства постановки, на
психологическое решение образов.
"Праздником
искусства" названа постановка "Кармен"
1943 года: "В этом прежде всего громадная
заслуга А. Мелик-Пашаева ... В золотоносных
россыпях ... партитуры замечательный мастер
раскрывал новые, не до конца еще осознанные
богатства (3. 27.06)". Из статьи мы узнаем,
какой самобытный и яркий характер "натуры
смелой, свободолюбивой и цельной"
создала М.П. Максакова
— Кармен. Особенно
важны "тончайшая фразировка, волнующая
эмоциональность, темперамент, не
переходящий границы взыскательного вкуса и
строгого замысла (3. 27.06)". Отмечена
глубина исполнения Б.М. Евлахова
— Хозе,
музыкальность и жизненность образа Микаэлы
в трактовке Н.Д. Шпиллер, яркость А.И.
Батурина —
Эскамильо. В партии Цуниги
выступил отец крупнейшего дирижера
современности
(Е. Светланова. - Прим. ред.) Ф.П. Светланов. С хором
работали М. Купер и М. Шорин. Была подчеркнута
хореографическая изобретательность И.А. Моисеева
в постановке танцев, воплощенных
артистками В. Петровой и Е. Садовской ("Болеро"),
а также В. Галецкой ("Оле"). Режиссерский замысел Р.В. Захарова, по
свидетельству рецензента, - в духе самой оперы, ее глубокого и вдохновеннейшего
смысла: "Заключительный момент трагедии дан на фоне ликующей арены,
приветствующей победителей корриды. Это решение подсказано режиссеру
великолепным пониманием партитуры (3. 27.06)".
Читая
рецензию В. Владимирова от 15 апреля 1942 года в
"Волжской коммуне", мы можем лишь
представить себе, каким блистательным и
многозначным спектаклем получилась "Пиковая
дама" под управлением А. Мелик-Пашаева.
Главные партии исполняли: Г. Большаков
современности Герман, Б. Златогорова
—
Графиня, О. Леонтьева
—
Лиза, П.Норцов-Елецкий,
А. Батурин — Томский, В. Гагарина — Полина. В
интермедии 3-й картины участвовали Е. Межерауп,
В. Гагарина, А. Батурин.
Вне
сомнения, центральным событием в жизни
оперы стала первая постановка на сцене
Большого театра "Вильгельма Телля" Дж. Россини. В августе 1942 года на
страницах местной прессы появилось первое упоминание о будущем спектакле:
"Начата работа над оперой "Вильгельм Телль" к 25-й годовщине Октябрьской
революции... На лучшую постановку оперы "Вильгельм Телль" Большой театр
соревнуется с Ленинградским театром оперы и балета имени С.М. Кирова (2. 14.08)". В рецензии Я. Рохлина
(2. 14.11) на
премьеру отмечалась блистательная работа
исполнителей главных партий: В. Прокошева
—
Телля,
Г. Большакова —
Арнольда. Н .Шпиллер
—
Матильды,
Б. Бугайского —
Геслера, Е. Шумиловой
—
Джемми.
Через
неделю после 7 ноября на событие
откликнулись развернутой статьёй в "Правде"
В. Катаев и Д. Шостакович. В ней содержатся
ценные подробности происходящего в зале в
премьерные вечера. От доброжелательного и
вместе с тем строгого взгляда авторов не
ускользнули ни достоинства, ни слабые
стороны постановки: "Оркестр под управлением А. Мелик-Пашаева добился
прекрасного звучания всех групп
инструментов. Незабываемо прозвучала
блестящая увертюра, начиная от прекрасного
соло виолончели, замечательно исполненного
артистом оркестра Буравским, и кончая
блестящим заключением. Увертюра явилась
подлинным шедевром исполнительского
мастерства оркестра и дирижера и вызвала
овацию зрителей... В партитуре "Вильгельма
Телля" партии валторн являются
труднейшими и ответственнейшими. Поэтому
хочется указать на мастерство исполнения
этих партий артистами оркестра Леоновым,
Булгаковым, Гольдштейном и Петровым.
Всяческих
похвал достоин хор (хормейстер М. Купер) ...
"Вильгельм Телль" идет в постановке
Захарова, которому удалось создать
интересный большой спектакль и полностью
донести идею оперы до зрителя, не прибегая к
сложным и изысканным сценическим фокусам.
Захаров является также и балетмейстером
спектакля. Все танцы оперы поставлены
хорошо.
Как
всегда, на большой высоте работа художника
Вильямса. Его декорации красивы и
выразительны. Но все же хотелось бы, чтобы
они несколько полнее отвечали героическому
духу оперы. Хороши костюмы, особенно
костюмы ландскнехтов... Прокошев обладает
прекрасным голосом, ровным и сильным во
всех регистрах. Но ему следует обратить
серьезное внимание на чистоту интонации.
Это тем более досадно, что его вокальные
данные позволяют вести эту труднейшую
партию без излишнего нажима...
...
Очень хорошо провел роль Арнольда
Большаков. Правда, и ему также можно
поставить в упрек излишнее форсирование
звука. Партия Матильды исключительно
исполнена Шпиллер. Это - одна из лучших
ролей в спектакле. Редкой красоты голос,
подлинная музыкальность, огромное
сценическое обаяние - все это помогло
талантливой артистке создать глубокий
художественный образ.
Большая
удача сопутствует Шумиловой в исполнении
роли Джемми - сына Вильгельма Телля...
Бугайский (Геслер), Хромченко (Рыбак),
Лубенцов (Мельхталь) и все остальные
исполнители способствовали успеху
спектакля.
Снова
показал себя с самой замечательной стороны
балет театра (9)".
Из
воспоминаний И.А. Жука, руководителя
квартета Большого театра: "Этой оперы не
было в репертуаре театра, она не была на
слуху, не было традиций исполнения. Выучить
с певцами все партии в непривычных условиях
трудного быта Дворца культуры в Куйбышеве
было непросто. Мелик-Пашаев был весь
поглощен музыкой, он никому ничего не
передоверял, работал с исключительным
энтузиазмом с утра до ночи. Своей
неуемностью он заставлял и других работать
с большой отдачей, с заинтересованностью, и
в результате получился великолепный
увлекательный спектакль (8. С. 110)".
В
марте 1943 года постановщики спектакля А. Мелик-Пашаев,
Р. Захаров, П. Вильямс и исполнители главных
партий А. Батурин, Е. Кругликова, Н. Шпиллер
были удостоены Сталинской премии (3. 28.03).
Свои премии участники "Вильгельма Телля"
передали в Фонд обороны на постройку
боевого самолета.
Балет
Жизнь
балета Большого в военном Куйбышеве
началась 14 декабря 1941 года с "Лебединого
озера" П.И. Чайковского. Благодаря
профессионально написанной статье
выдающейся балерины Викторины Кригер (1.
19.12), жившей в годы войны в Куйбышеве, мы
можем представить, каким он был, первый
балетный спектакль. "Лебединое озеро"
шло в хореографии А. Горского и А. Мессерера (последний
акт). Тонкие замечания Кригер касаются
различия двух творческих методов: Горский
заключает музыку "в хрупкую чудесную
оправу классического танца", Мессерер
"пытается проникнуть в тайники
недосказанного композитором, извлекая из
них самое сокровенное".
Страницы
"Волжской коммуны" бережно сохранили
имена участников спектакля. Ольга
Лепешинская - Одетта-Одиллия. Образ Одетты
получился "волнующий, нежный, овеянный
поэзией", при том, что, с точки зрения В. Кригер,
Лепешинская по своему дарованию - "инженю
комик" и здесь ей пришлось взять на себя
трудную задачу "отрешения от самое себя",
найти "в своем творческом существе новые
черты, еще неосознанные и нераскрытые".
Счастливые зрители, попавшие в тот вечер на
спектакль, были свидетелями интереснейших
психологических поисков тогда еще совсем
молодой балерины.
Асаф
Мессерер - Принц воскресил своим
исполнением "культуру античного
искусства". Ротбарта танцевал Лев
Поспехин, Шута - Александр Царман.
Дирижировал первым "Лебединым озером"
Юрий Федорович Файер, который "заколдовал
зрительный зал проникновенной передачей
музыки Чайковского".
В
статье отмечена немаловажная детать, относящаяся к смене "местожительства"
постановки: "Спектакль, перенесенный с громадной московской сцены Большого
театра на меньшую — куйбышевскую, несомненно, частично проиграл в смысле света,
помпезности, "широты размаха". С другой стороны, он приобрел большую интимность,
рельефно выявившую отдельные художественные детали, обычно поглощаемые размерами
столичного театра (1. 19.12)".
В
период эвакуации на сцене Большого театра
шли пять балетных спектаклей. Три из них
были поставлены в Куйбышеве.
П.
Чайковский "Лебединое озеро"- 14
декабря 1941 года.
Дирижер
- Ю.В. Файер
Хореография
- А.А. Горского, А.М. Мессерера
Художник
- П.В. Вильямс
В.
Юровский "Алые паруса" - 30 декабря 1942
года.
Дирижер
- Ю.В. Файер
Балетмейстеры
- Н.М. Попко, Л.А. Поспехин, А.И. Радунский
Художник
- П.В. Вильямс
В
Куйбышеве спектакль прошел 15 раз.
Г.
Гертель "Тщетная предосторожность" - 5
февраля 1943 года.
Дирижер
- Ю.В. Файер
Хореография
- А.А. Горского, возобновление - А.М.
Мессерера
Художники
- П.В. Вильямс, М.А. Петровский
Кроме
того, труппа показывала балеты "Дон Кихот"
Л. Минкуса и "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева.
Поражает
высочайшая требовательность мастеров
Большого театра к себе без каких-либо
скидок на военное время. С.А. Самосуда не
удовлетворяло художественное состояние
балета "Дон Кихот": "Устарело ... оформление ..., декорации и
костюмы, частично заболтаны хореографические мизансцены, да и обросли штампами
роли, особенно центральные (10. С. 111)". Любопытно, что роль
Дон Кихота в этой постановке исполнял
солист оперы Федор Петрович Светланов (отец
выдающегося в будущем дирижера Евгения Светланова).
"Самосуд остановился на Светланове неслучайно: он и по росту, и по
худобе, и в какой-то мере по характеру очень подходил к роли Дон Кихота (10. С.
111)". Образ Санчо
Пансы воплотил Михаил Осипович Штейман,
дирижер оркестра Большого театра.
Романтическим
аккордом прозвучала в декабре 1942 года
премьера балета В. Юровского "Алые паруса".
В спектакле участвовали О. Лепешинская, И. Тихомирнова,
В. Преображенский, А. Мессерер. В газете "Литература
и искусство" появилась статья М. Долгополова,
в которой автор отмечал: "Молодые
балетмейстеры - засл. арт. РСФСР А. Радунский,
Н. Попко и Л. Поспехин уже достаточно
зарекомендовали себя постановкой в Большом
театре балетов "Аистенок" и "Светлана".
Работа над "Алыми парусами" - новый и
серьезный этап в их творчестве... Наиболее
удачен пролог. Балетмейстеры передают силу
разбушевавшейся стихии нарастающим
движением танцовщиц в легких туниках
синевато-серого цвета ... Несмотря на
балетную условность, зрительный зал хорошо
воспринимает эту хорошо осуществленную
иллюзию (7)".
Исполнительница
партии Ассоль И. Тихомирнова, по мнению
рецензента, "подкупает своим обаянием и
мягкостью". Для образа Грея (А. Кузнецов)
балетмейстеры не сумели найти достаточно
убедительных пластических характеристик,
тогда как Меннерс-младший в исполнении А. Цармана
очень хорош и ярок. "Ансамблевые танцы
всей его компании, а также "Танец с
прутиками", которыми парни, издеваясь,
подстегивают Ассоль, поставлены интересно,
с выдумкой и отлично исполнены артистами (7)".
Роль
Лонгрена, отца Ассоль, сыграл засл. арт.
РСФСР Л. Лащилин, матроса Летики - А. Жуков.
Романтичным получился у Л. Черкасовой образ
фантастической птицы. Удачно выступили и А. Абрамова, Т. Лазаревич, В. Лопухина, Г. Петрова.
... "Суровый скалистый берег моря, ущелье, поэтический корабль под алыми
парусами созданы Вильямсом с тонким ощущением природы балета (7)". Романтический дух
спектакля был передан и в звучании оркестра,
ведомого Ю. Файером и его молодым дублером А. Ройтманом.
'"Неслучайно в дни суровой войны, которую ведет
наш народ с жестоким врагом, Большой театр показал своим зрителям произведение,
полное жизнеутверждающей силы и нашел для его постановки интересные, яркие
краски (7)".
Постановка
балета Г. Гертеля "Тщетная
предосторожность" снова была детищем
блестящей команды: Ю. Файера, А. Мессерера,
П. Вильямса и М. Петровского. Асаф Мессерер,
как и в ряде других куйбышевских спектаклей,
являлся постановщиком и исполнителем
главной партии Колена. В рецензии В. Владимирова
емко отражена сущность таланта Мессерера-танцовщика:
"В каждом его сценическом проявлении вы неизменно увидите ... редкое
благородство стиля. Возрождение высокой классики невозможно, если она не находит
своего выражения в такой же высокой культуре исполнения. Выдающийся артист
нашего времени А.М. Мессерер является подлинным носителем этой высокой культуры
(3. 14.04)".
Игра
Ирины Тихомирновой, по свидетельству
рецензента, создавала "атмосферу
очаровательной молодости". Оркестр
Большого театра, как всегда, был на высоте, а
дирижер - "мастер громадного темперамента
и широкого штриха, на этот раз показал себя
тонким интерпретатором очень
своеобразного и теплого музыкального
рисунка (3. 14.04)".
О
работе двух актерских составов в спектакле
"Бахчисарайский фонтан" писала со
свойственным ей блеском и меткостью
Викторина Кригер. Мария - И. Тихомирнова, В. Лопухина.
"Некоторые балерины в этом образе
вытравляют из него все человеческое,
изображая Марию бескровной, чересчур
засушенной, как иммортель ... И. Тихомирнова
правильно взяла курс на живость, реальность
образа ... В. Лопухина ... - танцовщица красивых
линий, но одного этого недостаточно. В. Лопухина несколько формально подходит к
своей роли (2. 19.07)". О Зареме - Г. Петровой, Л. Черкасовой:
"Увы, где этот пламень, где сжигающая
страсть, ревность, толкающие Зарему на
убийство соперницы? (2. 19,07)". Из
исполнителей партии Вацлава - А. Цармана и В. Преображенского
- Кригер отмечает как более интересного
второго, сумевшего насытить образ
романтикой. Выделен П. Гусев, "ярко,
насыщенно, с большим темпераментом"
сыгравший Гирея в обоих спектаклях; его
Гирей "жесток и нежен, чувственно груб и
лиричен". Похвал были удостоены А. Мессерер
и А. Жуков (Нурали), "бурно, с огромной
экспрессией" исполнившие татарскую
пляску.
Назовем
остальных исполнителей: А. Джамилова, Н. Томанская
(вторая жена Гирея), В. Галецкая. Н. Капустина,
Б. Борисов, Г. Тарабанов (краковяк, мазурка), Г. Кузнецова, Н. Чорохова, М. Петрова, В. Моторин. Л. Кинзеловский.
В. Хомяков, Е. Садовская, Е. Остроградская, К. Рихтер,
В. Петрова. В. Кудряшов. Спектакль шел в
постановке Р. Захарова, в декорациях и
костюмах В. Ходасевич, дирижировал Ю. Файер.
Время
эвакуации было для балета Большого
временем постоянных стилевых и жанровых
поисков, экспериментов. Об этом
красноречиво говорят любопытнейшие
программы вечеров балета, неоднократно
проходивших в театре. Один из них состоялся
в мае 1942 года. Его участниками стали И. Тихомирнова,
Г. Петрова, П. Гусев. Л. Черкасова. Н. Авалиани. Д. Белый,
А. Мессерер, О. Крылова. Т. Ланковиц, Ю. Кондратов,
В. Цаплин, В. Галецкая, Н. Капустина, Б. Борисов, Г. Тарабанов, Н. Симонова. Артисты показали
хореографические миниатюры на музыку Глюка,
Шопена, Крейслера, Альбениса и др.
композиторов.
В
настоящее событие превратился концерт
Ольги Лепешинской в сентябре 1942 года. Стоит
назвать номера, вошедшие в уникальную
программу вечера: "Сентиментальный вальс"
Чайковского, "Коломбина и Арлекин" на
музыку А. Жака в постановке А. Радунского, Н. Попко
и Л. Поспехина. В этой миниатюре героиня
вечера проявила "артистичность в сфере
комедийного и непревзойденную технику (2. 12.09)". "Туземные мелодии" на музыку В. Юровского
исполняли О. Лепешинская, П. Гусев и В. Преображенский.
"Вальс" М. Мошковского был поставлен в
инструментовке В. Небольсина. Две миниатюры
поставил Л. Якобсон, находившийся в то время
в Куйбышеве, — "Охотник и птица" на
музыку Э. Грига и "Слепая девушка" на
музыку Понсе-Хейфеца. Три номера,
поставленные Р. Захаровым, — "Вальс" И. Штрауса,
"Дездемону и Отелло" на музыку А. Крейна.
"Молдовеняску" О. Лепешинская
танцевала в паре с П. Гусевым. Участниками
балетного концерта стали и солисты
оркестра Большого театра В. Дулова, В. Матковский,
Ю. Реентович, А. Жак. Концерт "выявил
творческий диапазон ряда артистов,
постановщиков, композиторов, музыкантов".
А Ольга Лепешинская раскрыла себя как "талантливый
и пытливый художник, обладающий чувством
нового (2. 12.09)".
В
связи с фигурой Леонида Якобсона любопытны
воспоминания Петра Гусева: "В Куйбышеве
... большинство солистов создавало новый
репертуар, балетмейстеры сочиняли новые
номера. Леонид Якобсон, тогда еще
начинающий балетмейстер, тоже готовил
концертные программы. Одну для Лепешинской, Габовича и меня, другую для балетной труппы
в целом. В нее он включил сочиненный им для
трех артистов балета вальс на музыку Равеля.
Самосуд лично принимал все концертные
программы и отдельные номера. Он посмотрел
сочинение Якобсона и сказал ему, что Равель
тут ни при чем. Самолюбивый Якобсон вступил
в полемику. Тогда Самосуд попросил
концертмейстера играть не Равеля, а вальс
Дулова, довольно примитивный и шаблонный, а
артистов балета танцевать то, что сочинил
им Якобсон. Все не только совпадало, но
исполнителям было явно удобнее и
естественнее танцевать... Конечно, Якобсон
очень обиделся на такую форму
доказательств. Но Самосуд позже очень
убедительно доказал ему уже на словах, что музыка Равеля требует совсем иной
хореографии. Якобсону пришлось переделывать танец, и он впоследствии не раз
вспоминал этот эпизод, побудивший его к поискам новой пластики (10, С. 97)".
Художественная
планка была поднята коллективом Большого
театра так высоко, что практически каждый
театральный или концертный вечер
становился праздником. Но даже на этом фоне
блистательной череды праздников особо
выделился спектакль "Лебединое озеро"
с Мариной Семеновой в главной партии,
приехавшей в Куйбышев на гастроли.
Выступление состоялось 13 мая 1942 года.
Верный поклонник искусства Большого театра
немедленно откликнулся на выступление
советской "этуали" восторженной
статьей, назвав спектакль "парадом
превосходных талантов", а "исполнение
Семеновой - совершенным (2. 16.05)". ''Марина
Семенова прочитала нам замечательную
музыкальную поэму Чайковского...
Власть артистки над зрительным залом безгранична. Вы в плену
вдохновенного творчества художника и погружаетесь в мир тончайших чувств (2. 16.05)".
Из
статьи мы также узнаем, что к маю 1942 года в
партии Одетты-Одиллии в Куйбышеве
выступили Ольга Лепешинская, Суламифь
Мессерер, Софья Головкина, Ирина
Тихомирнова.
...
Удивительное, щедрое время. Время "великого
солнцестояния".
Концерты
Ритм
концертной жизни артистов Большого театра
был неправдоподобным, сумасшедшим по своей
интенсивности. Помимо спектаклей и
громадного количества шефских выступлений,
ГАБТ давал блестящие академические
концерты, которые проходили на сценах
Дворца культуры имени Куйбышева,
драмтеатра, филармонии, клуба имени
Дзержинского, в городском парке и на других
площадках города.
Вот,
к примеру, небольшой фрагмент концертного
"марафона", охватывающий немногим
более недели:
1942 год
14,
15 марта - Большой концерт артистов ГАБТа СССР;
17
марта - камерный концерт с участием
солистов ГАБТа;
23
марта - симфонический концерт оркестра ГАБТа
под управлением А. Мелик-Пашаева и с
участием М. Рейзена;
24,
25 марта - большой концерт солистов ГАБТа и
артистов г. Куйбышева.
Среди
постоянных участников программ - ведущие
солисты Большого театра Н. Шпиллер, которая своим выступлением 11 и 12 октября
1941 года в филармонии вместе с С. Кнушевицким открыла
куйбышевский концертный сезон ГАБТа, В. Барсова,
М. Михайлов, П. Норцов, А. Батурин, Г. Жуковская,
А. Иванов, Е. Кругликова, В. Сливинский, Г. Большаков. Б. Златогорова, М. Рейзен, И. Козловский, С. Хромченко,
М. Бутенина, С. Звягина, О. Лепешинская, А. Мессерер,
В. Цаплин, И. Тихомирнова, солисты оркестра В. Дулова,
Ю. Реентович, В. Матковский, все дирижеры
Большого.
По
приезде в Куйбышев 6,7 и 8 ноября 1941 года
труппа театра дала большие концерты. В
рамках одной статьи невозможно охватить
все богатство поистине бурлящей
музыкальной "лавы" Куйбышева того
периода. Попытаемся высветить некоторые
общие тенденции и самые неординарные
программы.
Военная
"Волжская коммуна": этот "Пимен"
культурной жизни города, позволяет
заметить, что наиболее частой гостьей
концертного репертуара была отечественная
музыка. Исполнялись Чайковский, Бородин,
Римский-Корсаков, Глинка, Кюи, Глазунов,
Рахманинов, Глиэр, Шостакович, Прокофьев. В
этом, вне сомнения, ощущается политический
оттенок, усугубленный войной: декларация
высокого морального превосходства
русского искусства. Но была здесь,
несомненно, и чисто человеческая
потребность творческих людей обретать
духовную опору в музыке, рожденной на
национальной почве, снова убеждаться, что
эта музыка жива и прекрасна.
Среди
наиболее крупных и значимых концертов - тот,
что состоялся 15 декабря 1941 года. В нем
приняли участие "звездная" часть
оперной и балетной труппы, квартет имени
Большого театра, оркестр и его солисты,
хормейстеры, концертмейстеры, дирижеры С. Самосуд,
Л. Штейнберг, Ю. Файер, А. Мелик-Пашаев, В. Небольсин.
Весь сбор поступил на постройку танковой
колонны имени В. Куйбышева.
Сольные
концерты давали В. Барсова (29 декабря 1941 года
при участии скрипача С. Фурера и
концертмейстера С. Стучевского; 4 апреля 1942
года в клубе Кировского района), Н. Шпиллер (3
августа 1942 года с оркестром ГАБТа под
управлением В. Небольсина; 17 августа 1942 с
концертмейстером С. Стучевским). В отклике
на этот концерт были отмечены "сдержанная
простота большого художника, высокая
музыкальная культура, подкупающее
артистическое обаяние певицы (2. 23.08)".
Сольный концерт И. Козловского состоялся 24
апреля 1942 года при участии оркестре
Большого театра под управлением Ю. Файера (сбор
поступил в Фонд обороны).
С
1 по 15 августа успешно прошел концертный
сезон в Сызрани. Солисты Большого театра И. Козловский,
А. Батурин, П. Селиванов, С. Стрельцов приняли
участие в 53 концертах, собравших более 30
тысяч зрителей (2. 27.09).
Имя
замечательного бас-баритона Большого
театра Александра Иосифовича Батурина
встречается в большинстве концертных
программ. Он исполнял вокальные сочинения
Глинки, Бородина, Чайковского, Шапорина и
других русских композиторов. Пел много
музыки Д. Шостаковича, участвуя в его
авторских концертах. 5 января 1942 года
Батурин исполнил романсы Д. Шостаковича на
слова А. Пушкина. Вместе с ним участниками
концерта стали солист оркестра ГАБТа В. Матковский
и квартет имени Большого театра. В концерте
4 ноября 1942 года Батурин спел пять романсов
Д. Шостаковича: три на слова Пушкина и два на
слова Маршака и Пастернака, сочиненных в
октябре 1942 года, которые исполнялись
впервые. В том же концерте звучали
Виолончельная соната, сыгранная В. Матковским
и самим автором, а также его квартет и
квинтет (2. 22.11).
Среди моноконцертов, посвященных
творчеству одного композитора, выделим
вечер Р. Глиэра под управлением автора с
участием оркестра ГАБТа. В программе - Вторая
симфония, Концерт для арфы (солистка - В. Дулова),
романсы в исполнении солистки оперы Е. Межерауп,
симфоническая поэма "Заповит" по
стихотворению Т. Шевченко и увертюра "К
5-летию Сталинской конституции".
Из
программ того же рода - концерт музыки Э. Грига
25 июня 1942 года с участием певцов Е. Кругликовой, В. Сливинского, танцовщиков И. Тихомирновой, Ю. Кондратова, концертмейстера С. Стучевского
и квартета имени ГАБТа.
Блестящее
мастерство проявили в концерте из
произведений П. Чайковского 23 марта 1942 года
А. Мелик-Пашаев и оркестр Большого театра,
исполнившие Четвертую симфонию и
симфоническую фантазию "Франческа да
Римини", а также М. Рейзен в арии Рене из
"Иоланты". В своей рецензии И. Бегиашвили написал: "Мелик-Пашаев -
большой музыкант, он враг всяческих штампов, его индивидуальность выявляется
даже в трактовке отдельных фраз, в мелких нюансах ... Так, например, замедляя
более обычного темп в скерцо, и, наоборот, убыстряя начало финала, он этим,
казалось бы малопримечательным приемом, создает яркий
контраст, достигая огромной
выразительности (2. 27.03)".
Особый
интерес представляет программа английской
музыки, представленная 19 октября 1942 года в
помещении драмтеатра. Этот концерт прошел
по инициативе Союза композиторов.
Оркестром ГАБТа дирижировал В. Небольсин,
пела М. Максакова. В двух больших статьях А.С. Оголевца,
заместителя председателя правления
Куйбышевского союза композиторов, дана
предыстория необычного концерта и его
оценка: "Английское посольство подарило
в Куйбышеве Всесоюзному обществу связи с
заграницей ноты произведений английских
композиторов. Образованная под
председательством композитора Д.Д.
Шостаковича комиссия (Р.М. Глиэр, Л.Н. Оборин.
А.С. Оголевец, А.А. Крейн) ознакомилась со
всеми материалами. Лучшие партитуры были
отобраны для исполнения в открытом
симфоническом концерте, который ...
организует в Куйбышеве ВОКС совместно с Куйбышевской филармонией (2. 18.10)".
В
концерте прозвучали произведения Р. Уштьямса,
Д. Астрланда, С. Станфорда, Э. Элгара, Ф. Делиуса.
"М.П. Максакова исполнила две народные
песни, в частности, "Колыбельную"
Кирилла Скота в мастерской
высокохудожественной инструментовке В.В. Небольсина. Искренность и теплота
исполнения талантливой артистки снискали ей заслуженные овации аудитории (2. 27.10)".
Необходимо
отметить любопытнейшие литературно-музыкальные
вечера, проводившиеся артистами Большого и
куйбышевских театров. Среди них - вечер "Ибсен - Григ"
к 115-й годовщине писателя и 100-летию
композитора с участием артистов драмы З. Чекмасовой,
Г. Шебуева (2-й акт драмы "Нора" исполнен
в декорациях и костюмах), певцов Н. Шпиллер и
Б. Евлахова, солистов балета А. Абрамовой, В. Лопухиной,
В. Преображенского, Г. Тарабапова и квартета
имени ГАБТа. Из подобных программ -
литературно-музыкальный концерт,
посвященный А.С. Пушкину (27 июля 1942 года),
силами артистов Большого театра и труппы
драмтеатра или вечер, посвященный М.Ю.
Лермонтову в городском парке культуры и
отдыха (июль 1942 года).
Совместные
выступления солистов Большого театра и
артистов филармонии, куйбышевских театров
драмы и музкомедии были весьма
распространены. Среди них концерты 24 и 25
марта 1942 года, 28 апреля 1942 года для
школьников, 18 августа 1942 года ко Дню авиации,
29 сентября 1942 года, 22 февраля 1943 года к XXV
годовщине РКК, 10 мая 1943 года, посвященный А.М.
Горькому, 21 июня 1943 года и другие.
Достойны
быть отмеченными концерты, предпринятые
куйбышевской филармонией в связи с 700-летием
Ледового побоища (1242-1942). С апреля оркестр и
хор под управлением В. Небольсина исполнили
впервые в Куйбышеве две части из кантаты С. Прокофьева
"Александр Невский" (хормейстер М. Купер),
а также симфоническую картину П. Чайковского
"Полтавский бой" и хор "Солнцу
красному слава" из оперы "Князь Игорь"
А. Бородина. М. Михайлов спел арию Сусанина, А. Батурин
- арию князя Игоря и ариозо Дмитрия Донского
из кантаты Ю. Шапорина "На поле Куликовом".
Спустя два дня в филармонии состоялся
камерный концерт, посвященный Битве на
Чудском озере с участием О. Лепешинской, Б. Златогоровой,
В. Прокошева, П. Гусева, концертмейстера С. Стучевского,
артистов филармонии и драмтеатра, ансамбля
ПриВО.
О
премьере 5 марта 1942 года Седьмой симфонии Д. Шостаковича
оркестром Большого театра под управлением
С. Самосуда написано много. "Волжская
коммуна" откликнулась рядом материалов
(2. 4,6,8.03) в митинговом стиле, как принято было
писать в советское время. Гораздо теплее и
эмоциональнее сказано об этих событиях в
воспоминаниях Р.В. Захарова: "... с каким
волнением ожидали мы премьеры этого
произведения, созданного композитором в осажденном Ленинграде. На генеральной
репетиции мы сидели совершенно потрясенные, со слезами на глазах. После первой
части никто не мог вымолвить ни слова. Невозможно передать, что это была за
музыка! Не раз ... мне приходилось слышать эту симфонию снова, но ни одно
исполнение не могу сравнить с исполнением Самосуда. Этот человек обладал
редкостным даром проникать в душу музыки (10. С. 105)".
Большой - фронту
Главными
"героями" этого раздела будут цифры и
факты, красноречивее которых трудно
рассказать о подвижничестве артистов
Большого театра. Сведения почерпнуты из
исторических документов.
Из справки музея ГАБТа:
"За
время пребывания театра в Куйбышеве было
дано 10 шефских спектаклей и 448 концертов в
госпиталях. На фронт было послано 7 бригад,
давших 1 140 концертов; 41 концерт был дан на
колхозных полях".
Из газеты ГАБТа "Советский
артист" (7 мая
1985 г.):
"Только
с 6 ноября 1941 года по 20 августа 1942 года было
проведено 262 военно-шефских мероприятия, в
которых участвовало 5 360 человек. Концертные
выступления состоялись:
-
в частях Красной армии - 123;
-
в госпиталях - 95;
-
на оборонных заводах - 34;
-
на призывных пунктах - 5;
-
для Фонда обороны - 5.
...
всего в госпиталях и воинских частях в тылу
было дано свыше 4 500 концертов и более 60
шефских спектаклей".
Из
отчета о военно-шефской работе Большого
театра СССР за апрель 1942 года в г. Куйбышеве:
"В Фонд обороны родины в апреле с/г проведено:
17.04 - вечер балета, давший сбор 16 594 руб.,
23.04 - спектакль "Черевички", давший сбор 16
482 руб.,
24.04 - концерт лауреата Сталинской премии,
народного артиста СССР И.С. Козловского при
участии оркестра ГАБТа под управлением
лауреата Сталинской премии народного
артиста РСФСР Ю. Файера - дал сбор 24 325 руб.,
24.04 - в фонд эскадрильи "Советский артист"
был проведен спектакль "Пиковая дама"
под управлением лауреата Сталинской премии
дирижера А. Мелик-Пашаева - дал сбор 16 512 руб.,
Два
замечательных шефских мероприятия должны
быть особо отмечены:
1)
16 апреля - запись на пленку (говорящее
письмо на фронт), в котором принимали
участие нар. арт. СССР И.С. Козловский, Вера
Дулова, Юлий Реентович, концертмейстер
Стучевский и секретарь парторганизации
Большого театра Лемешко М.Н. Были исполнены
украинские песни и романс Глинки.
2)
17 апреля - запись на пленку (говорящее
письмо на фронт), в котором принимали
участие нар. арт. СССР И.С. Козловский,
главный хормейстер М.А. Купер, мужской
состав хора Большого театра и секретарь
парторганизации Большого театра Лемешко М.Н.
Была исполнена "Краснофлотская песня",
музыка Блантера.
25,
26 и 27 апреля - заслуженный артист РСФСР
Александр Батурин с подарком фронту и бойцам
- героям Советского Союза снимался в
кинокартине и напел пластинку "Вдоль по
Питерской".
3 мая - состоялся военно-шефский спектакль
для гарнизона г. Куйбышева - опера "Севильский
цирюльник" (утро). Вечером был проведен
концерт в театре для бойцов, отправляющихся
на фронт".
Труппа
ГАБТа взяла шефство над окружным военным
госпиталем. В декабре 1941 года в нем
состоялось торжественное заседание,
посвященное принятию шефства, а в
заключении - большой концерт, в котором
участвовали лучшие артистические силы
Большого театра (1. 6.12). В течение всей эвакуации в госпитале прошли десятки
концертов, бойцы встречались с искусством Максаковой, Скобцова, Златогоровой,
Межерауп, Норцова, Леонтьевой, Большакова,
Сливинского, Хромченко и многих других
артистов.
Из воспоминаний С.
Хромченко (11):
"Трудно
описать наши выступления в Москве и
Куйбышеве, когда с Петром Ивановичем
Селивановым мы под аккомпанемент баяна
пели в госпиталях песни советских
композиторов: "Землянку" Листова, "Любимый
город" Соловьева-Седова, пели, переходя
из одной палаты в другую. Это были концерты
без аплодисментов, потому что для
аплодисментов нужны руки, а перед нами
лежали безрукие, а то и безногие бойцы".
Помимо
госпиталя артисты давали концерт в спец.
авиачасти на поляне Фрунзе, в Доме Красной
армии (ОДО), в энской авиачасти, в клубе
завода "Жигули" энского военно-полевого
пункта, в энском гвардейском училище, на
заводе "Шарикоподшипник".
Из отчета председателя
военно-шефской комиссии М. Купера (11):
"Работники
ГАБТа взяли шефство над самодеятельностью
завода № 24. ... были прослушаны все вокалисты
самодеятельности. С хоровым кружком
занимается хормейстер Хазанов, с
танцевальным кружком -- артисты балета Джалимова и Борисов и с драматическим -
заслуженный артист РСФСР Остроумов".
Необходимо
упомянуть несколько ярких шефских
спектаклей Большого театра. 12 октября 1942
года - спектакль "Евгений Онегин",
проведенный в выходной день работников
ГАБТа, сбор от которого был передан на
подарки бойцам РККА. Участвовали: Шпиллер,
Сливинский, Красовский, Остроумова,
Хромченко, Гагарина, Рудницкая, Марченков,
Светланов, Мельников, Долгий, дирижер
Небольсин, режиссер Соковнин, ведущие
режиссеры Смирнов, Сучков, Соколов, главный
хормейстер Купер, хормейстер Шорин,
балетмейстер Захаров.
18
октября того же года - шефский спектакль "Черевички"
для гарнизона г. Куйбышева. Участвовали:
Лубенцов, Красовский, Стрельцов, Бутенина,
Черняков. Скобцов, Зелинская, Воробьев,
Амборская, Терехин, Хоссон, Годовкин,
Лубенцов, Сказин, дирижер Славинская,
режиссер Домбровский.
Другие
шефские спектакли: 23 февраля 1942 года - "Черевички",
3 мая и 16 августа того же года - "Севильский
цирюльник", 26 и 28 июня -"Иван Сусанин",
2 июля - "Бахчисарайский фонтан" и пр.
На
Можайское направление Западного фронта
зимой 1942 года выезжали с концертами в штаб
энской армии В. Барсова, И. Козловский, М. Рейзен,
М. Михайлов, П. Норцов, О. Лепешинская, А. Мессерер.
Осенью того же года на Воронежском
направлении Западного фронта выступали М. Михайлов,
О. Лепешинская, Е. Кругликова.
Из воспоминаний Р.В.
Захарова:
"Наши
прославленные артисты выступали не только
на сцене Куйбышевского театра. Многие из
них создавали фронтовые концертные бригады
и выезжали на фронт, своим искусством
поднимая дух бойцов в непосредственной
близости от передовой линии. Одну из бригад
возглавила солистка балета Сусанна Звягина,
получившая за свои выступления перед
бойцами Красной армии от военного
командования орден Красной Звезды, другую -
Наталия Спасовская, третью - Ольга
Лепешинская (4. С 65)".
Из письма командования 110-й
стрелковой дивизии дирекции ГАБТа Союза ССР:
"Выступление
посланного Вами квалифицированного,
тщательно подобранного и
высокоталантливого коллектива московских
артистов - Звягиной С.Н., Хрусталева В.Я.,
Сидоровой Е.Г. и Воробьева Г.А. - прошли
блестяще, обслужили все наши части, в том
числе и находящиеся на передовой линии".
Из письма командования 37-й
зенитно-стрелковой бригады дирекции ГАБТа
Союза ССР:
"Показ
мастеров вокального, балетного и
музыкального искусства - это проявление
связи крупнейшего театра СССР с
красноармейскими массами, которые идут
непосредственно на фронт разить врага.
...
Имело место сочетание классической музыки
и пения с советской тематикой, что было
весьма доходчиво до красноармейской массы.
Это особенно удалось солистам оперы Т.А. Парфененко
и Н.В. Синицыну. После каждого концерта
бойцы напевали мотивы исполненных песенок.
...
Нельзя не отметить хорошее исполнение
классического репертуара солисткой оперы Н.Л. Бенисович.
И,
как всегда, концерт завершился веселой
красноармейской пляской, великолепно
исполняемой солистами балета Ивлиевым и
Рыбкиным.
...
Особо отмечаем работу концертмейстера Б.М.
Юртайкина, который, несмотря на то, что у нас
в клубе инструменты не в порядке, иногда
ниже или выше, тов. Юртайкин сам
транспонировал, и концерты проходили
успешно".
Приведем
несколько цифр, характеризующих масштабы
собранных театром средств в пользу фронта.
За весь период пребывания Большого театра в
Куйбышеве его коллективом было перечислено
в Фонд обороны (личные взносы работников,
показ спектаклей и концертов в выходные дни)
1911414 рублей 55 копеек (12).
Из газеты "Советский
артист" (7 мая
1985 г.):
"На
подарки бойцам Красной армии было собрано 42
000 рублей, посланы 323 посылки с письмами...
Общая сумма ежемесячных добровольных
отчислений в Фонд обороны страны составила
273 957 рублей 34 копейки.
На
вещевую лотерею работники театра
подписались на сумму 273 532 рублей. Подписка
на военный заем выполнена на 136 процентов
месячного заработка работника Большого
театра, что составило 804 720 рублей".
Из отчета председателя
военно-шефской комиссии М. Купера:
"Развернута
значительная работа среди работников ГАБТа
и их иждивенцев по донорству ... Они дали 115
литров 810 граммов своей крови для спасения
жизни наших дорогих бойцов, командиров,
политработников нашей доблестной РККА.
Необходимо
отметить большую работу, которую проводят с
мая месяца 1942 года иждивенцы работников
Большого театра, неся дежурства (дневные и
ночные) на водном вокзале: ... они встречают
санитарные пароходы и поезда и принимают
активное участие в разгрузке ..., а также
эвакуации раненых. К тому же они собирают в
общежитиях ГАБТа средства на покупку цветов
и подарков для встречи санитарных
пароходов и поездов, ими же обслуживается
на водном вокзале комната раненых.
Поименованная группа собрала средства и
купила две кипы ваты и передала их
санитарному пароходу "Глеб Успенский",
собрала материал, сшила 30 косынок и сдала
медперсоналу санпоезда №231".
Взаимосвязи и взаимовлияния
Само
присутствие в городе труппы мирового
уровня устанавливало высочайшие
художественные критерии в артистической
среде. Но существовало и прямое
взаимодействие между мастерами Большого и
творческими институтами Куйбышева.
Вот
лишь некоторые примеры. Консультантами
Куйбышевского объединенного театра оперы,
балета и музкомедии стали дирижер В.В.
Небольсин, режиссер Н.С. Домбровский,
который поставил в труппе передвижного
оперного театра филармонии оперу А. Даргомыжского
"Русалка". 10 ноября 1942 года в клубе
имени Ф. Дзержинского состоялся спектакль,
которым дирижировал ассистент ГАБТа А.С.
Ройтман.
Главный
художник Большого театра П.В. Вильямс
создал оформление к спектаклям
Куйбышевского театра оперы, балета и
музкомедии "Табачный капитан" А. Эйхенвальда
(1942), "Дочь тамбурмажора" Ж. Оффенбаха
(1943) и Куйбышевского театра драмы "Ромео
и Джульетта" В. Шекспира (1942).
В.В.
Барсова, Н.Д. Шпиллер, И.С. Козловский вместе
с Д.Д. Шостаковичем и Л.Н. Обориным были
консультантами музыкальной школы №1. В
июне 1942 года в "Волжской коммуне" была
опубликована совместная статья Барсовой и
Шостаковича, посвященная проблемам этого
единственного в городе учебного заведения
(2. 12.06).
В
работе жюри проводимого в городе осенью 1942
года конкурса на лучшее музыкальное
сочинение к 25-летию Октябрьской революции
участвовали под председательством Д. Шостаковича габтовцы А. Мелк-Пашаев, М. Максакова, М. Купер.
Членами жюри исполнительского конкурса,
посвященного той же дате, стали Л. Штейнберг
(председатель) В. Небольсин, Н. Шпиллер, М. Максакова,
И. Жук.
В
1942 году в Куйбышеве была организована
экспериментальная театральная студия,
которую возглавлял Ростислав Владимирович
Захаров. Вокальным отделением руководила М.П.
Максакова, драматическим - Е.Н. Соковнин,
хореографическим - М.Г. Смирнова. Р.В. Захаров
вспоминал: "Нужно было в кратчайший срок
подготовить молодых исполнителей для
выступления на эстраде. Шла война, и людям
при их чрезвычайно напряженной работе
необходима была зарядка бодрости, хорошего
настроения... Мы в студии и взялись за работу,
в которой параллельно с обучением
профессии шла интенсивная подготовка
эстрадного репертуара.
...
Зима в тот год ... в Куйбышеве была холодная.
Мороз доходил до 43 градусов. Не все ученики
имели теплую одежду, но желание заниматься
в студии было велико, и уроки почти никогда
не пропускали...
Будущая
прима-балерина Минского театра Лидочка
Ряженова работала на загородном оборонном
заводе и приходила после смены каждый день,
так как М.Г. Смирнова, заметив ее
исключительное дарование, занималась с ней
и дома...
А
однажды пришлось оттирать ученицу
драматического отделения Марту Кичурину,
пришедшую на очередной концерт с
обмороженными ногами. И все же, превозмогая
боль, она вышла на сцену и прочитала поэму
Маргариты Алигер "Зоя".
...
Все педагоги относились к ученикам, как к
своим детям, и помогали им, чем могли (4. С.
66-68)".
Формальными
сроками окончания эвакуации стали 13-22
августа 1943 года (Последние спектакли ГАБТа
состоялись 11 июля 1943 года: "Евгений
Онегин" утром, "Дон Кихот" вечером. С
12 июля работникам театра был предоставлен
отпуск. 13 августа началась реэвакуация.), но
глубочайшая творческая связь Большого
театра с Куйбышевым не закончилась. Артисты
ГАБТа приезжали потом на гастроли и во время,
и после войны. В частности, И.С. Козловский
уже 26 и 27 ноября 1943 года выступал на сцене
Дворца культуры имени Куйбышева. Много
наведывался в наш город на протяжении 1950-1954
годов П.М. Норцов, неоднократно исполняя
партии Онегина, Елецкого и др. в спектаклях
оперного театра.
Спустя
несколько десятилетий, 25 февраля 1975 года
ветераны Большого театра принимали
творческий отчет солистов Куйбышевского
театра оперы и балета в ЦДРИ. Многие из них
всю жизнь хранили и бережно хранят до сих
пор воспоминания о времени, проведенном в
эвакуации.
И.С.
Козловский присутствовал 4 ноября 1993 года
на спектакле Самарского оперного театра
"Гамлет" (это был последний спектакль,
увиденный им при жизни) и прислал труппе
приветственное письмо. Годом раньше, осенью
1992 года, великий певец не смог побывать на
спектаклях Самарского академического
театра оперы и балета, показанных в Москве,
и тогда тоже прислал письменное
приветствие. В нем были такие слова: "Самара
- это город, который пригрел в войну Большой
театр".
Наконец,
в апреле 1995 года на сцене Самарского
оперного театра прошел фестиваль звезд
Большого театра 90-х годов в память о
творческом подвиге оперных и балетных звезд
Большого 40-х.
Но,
помимо внешней, полной событий и фактов
линии судьбы, исторически связавшей
Большой театр и Куйбышев, есть глубокая
внутренняя фабула. Она запечатлена в душах
людей, она живет в генетической памяти
города, переданной куйбышевцами военных
лет самарцам дней сегодняшних.
Используемая литература:
1. «Волжская коммуна»., №6
от 19 декабря 1941 г. №6.
2. «Волжская коммуна» от 6
февраля; 4, 6, 8, 27 марта; 16, 24 мая; 12 июня; 19 июля; 14, 23 августа; 12, 27
сентября; 18, 27 октября; 14, 22 ноября 1942 г.
3. «Волжская коммуна» от 28
марта; 14 апреля; 27 июня 1943 г.
4. Р.В. Захаров «Слово о
танце». М., 1979.
5. И.С. Козловский «Длинны
дороги войны...»// «Огонек», №15 1985 г. С. 5.
6. В. Кудряшов «Без малого
два года в Куйбышеве» // «Большой театр» (газета, М.) от 17 марта 1995 г.
7. «Литература и искусство»
от 13 февраля 1943 г.
8. А.Ш. Мелик-Пашаев
«Воспоминания. Статьи. Материалы». М., 1976 г.
9. «Правда» от 14 ноября
1942 г.
10. С.А. Самосуд «Статьи.
Воспоминания. Письма». М., 1984 г.
11. «Советский артист» от 11
января 1985 г.
12. «Театр и драматургия» от
16 мая 1944 г. |