ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

РЕКЛАМА на конвертах Советских грампластинок

 

Часть 1.

Общечеловеческая.

Реклама существовала всегда. Вернее, стала существовать с той далекой поры, когда люди додумались, что можно куда выгоднее обменивать друг другу различные предметы, если немного приукрасить их качества. Так или иначе, сегодня скрытая реклама может проскакивать практически везде, даже в дружеской беседе. Что же до средств массовой информации, и в частности телевидения, то лично я, кроме новостей стараюсь теперь и вовсе ничего не смотреть. Иной раз просто хочется сказать «Господа, что вы делаете? Все-таки, дети рядом».

Сегодня в России уже никого не удивить такими насущными для «цивилизованного мира» проблемами как кариес, правильное применение прокладок и свечение шерсти изнутри. А существовала ли реклама в Советские времена? Думаете, нет? Отнюдь, реклама была. Другое дело, что она преследовала другие цели. Это в условиях капитализма хорошая реклама есть средство стимулирования спроса. В СССР же, это являлось излишним. Советский человек и без пустых объяснений понимал сам, что хорошо все то, что он может себе позволить.

Вспомните, например, бессмертный слоган «Пейте соки». Ну чем он плох? На мой взгляд, это пример хорошей честной советской рекламы. В Америке давно уже пили Кока-Колу, однако мы-то знали, что соки значительно более полезны. При этом было даже не важно, какие именно соки следует пить. Зачем уточнять. Просто соки и никакой конкретики – главным было никого не обидеть. Или, например «Летайте самолетами Аэрофлота». Помните такое? Вдумайтесь - советская реклама не обещала нам ничего сверхъестественного, ни райского наслаждения, ни фантастической сухости попок. Во времена отсутствия выбора она, по-своему, была для нас честна и правдива.

Нередко, оформление пакетов грампластинок, кроме культурно-просветительского и эстетического смысла, приносило и сведения, полезные с чисто практической стороны. Так, например, из текста на одном из пакетов, я узнал про существовавший некогда порядок обязательной регистрации радиоприемников, основной целью которого было, видимо, взимание абонементной платы за пользование ими (не путать с проводной радиоточкой).

 

 

За разъяснениями по существу этого вопроса я обратился к создателю «Виртуального музея старинных радиоприемников» Виталию Брусникину. Он ответил, что действительно, приемники надо было регистрировать. На эти деньги поддерживалась система радиовещания - функционирование радиоцентров, и т.д. Такое положение дел просуществовало где-то до середины 60-х. Затем абонементная плата была включена в стоимость аппаратов, по крайней мере, - так было декларировано. Кстати, телевизоры тоже регистрировались. И причем - если в семье появлялся второй (транзисторный) телевизор - на него плата не взималась. Поэтому первые портативные телевизоры стоили относительно дешевле, чем могли бы. Абонплата в их цену еще не закладывалась.

К слову, инструкция к каждому радиоприемнику включала тогда особый раздел, который назывался «памятка для владельца радиоприемника». Вот этот текст:

1. Согласно действующему законодательству установлена обязательная регистрация радиоприемников в местных предприятиях связи. Приобретенный радиоприемник должен быть зарегистрирован его владельцем в ближайшем предприятии связи по месту жительства: в районных, областных, краевых и республиканских центрах - в 3-х дневный срок, а в осталь­ных местйостях - в 10-дневный срок со дня приобретения радиоприемника.

2. При переезде на другую квартиру в том же насе­ленном пункте владелец радиоприемника обязан сообщить об этом (в письменном виде) в 3-х дневный срок предприя­тию связи по месту регистрации радиоприемника, а при пе­реезде в другой населенный пункт - зарегистрировать ра­диоприемник по новому месту жительства в 7-ми дневный срок.

3. За уклонение от регистрации радиоприемника в установленный срок - взимается штраф в размере 50 рублей. Уплата штрафа не освобождает владельца радиоприемника от внесения абонементной платы за время фактического пользования радиоприемником.

4. Абонементная плата за пользование радиоприемни­ком принимается предприятиями связи по месту регистра­ции радиоприемника за любой срок, но не менее чем за полугодие:

а) за первое полугодие - до 1 февраля,

б) за второе полугодие - до 1 августа.

Не внесенная в указанный срок абонементная плата взимается с начислением штрафа по 1 рублю за каждый полный или неполный месяц просрочки очередного платежа.

5. Неиспользование радиоприемника для приема не освобождает их владельцев от взносов абонементной пла­ты по существующему тарифу в установленные сроки.

6. За радиоприемники, находящиеся в индивидуальном или коллективном пользовании у слепых (в квартирах, общежитиях), а также в специальных школах, библиотеках и других культурно-просветительных учреждениях для сле­пых, абонементная плата не взимается.

Вот, сколько интересного может поведать обычный конверт. Казалось бы, бесполезнейшая вещь. Ан, нет. В таком серьезном деле, как работа для эстетико-культурного воспитания советского человека, мелочей не было. Так, на одном из конвертов далее читаем: «Имея текущий счет, вкладчик распоряжается своим вкладом путем выдачи чеков. Чек может быть выписан вкладчиком на свое имя, на имя другого лица или на предъявителя». Вот так-то! У меня, например, просто нет слов: и деньги – в кассу; и культуру - в массу! К тому же, 1949 год, господа.

 

 

Конечно, деньги – деньгами, а искусство – искусством. Однако,  в условиях, когда светлое будущее все ближе и ближе, нельзя было пренебречь ничем, даже красотой собственной внешности. Ах, где же вы были, ценители элитных духов и ярких макияжей? Крем мыльный – вот лучшее средство для бритья. Спрашивайте в фирменных магазинах Главпарфюмера.

 

 

<< Хода Нет | Вперед >>
 

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
 

Из представленных конвертов первый является довоенным и может быть датирован примерно 1940 годом.

Второй и третий -- концом 1940-х - началом 1950-х годов.

Текст был написан в 2000 году

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                        

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.