ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Владимир Бунчиков

Когда душа поет …

(Воспоминания певца)

 

Часть первая

Глава 4. Я буду учиться петь.

Нэп. Новая экономическая политика. Магазины открылись, торговля пошла довольно бойкая. Откуда взялся товар – не представляю. Я снова устроился работать в театре. Хорошо помню, как приезжал знаменитый бас Мозжухин, знаменитый по тем временам тенор Великанов, Сибиряков и другие известные артисты. На Пушкинской улице, недалеко от театра, организовался рабочий клуб. Я этого не знал. Меня туда привел один товарищ, у которого был хороший бас. В этом клубе было два отделения: вокальные и драматическое. Когда мы зашли в клуб, там были занятия и пришлось подождать за дверью. Наконец, слышим, пауза; мы извинились и зашли. Мой товарищ был храбрее меня, он попросил меня прослушать. Мы остались в классе. Когда занятия закончились, педагог посмотрела на меня и сказала: «Ну, становитесь к роялю. Какой у вас голос? Что будете петь?» Я спел несколько гамм, затем украинскую песню «Думка». При моем пении присутствовал и муж педагога он улыбался и кивал головой.

Меня приняли. Заниматься приходилось каждый день. Тяжело мне было особенно после трудового дня.

Перед Новым Годом был большой концерт. Я выучил арию Дон-Жуана. На вечере было много народа. Я пригласил маму и тетю. После концерта довольная мама мне сказала: «Пением не увлекайся. Тебе надо иметь хорошее ремесло. Если будешь артистом, то будешь босяк!» К счастью, мамины слова не сбылись.

Прошел еще год. Я работаю на двух работах и очень устаю: днем телефонная станция, а вечером – театр. Но я не унываю. К сожалению, педагог вокала уехала в Ленинград, и наш класс распался. Я решил посещать драматический кружок, но радости от этого не испытывал. Я хотел только петь! На один концерт в Симферополь приехала Нежданова. Аккомпанировал ей Голованов. Ноты переворачивал А.Стасевич (позднее он стал известным дирижером, заслуженным деятелем искусств). Я, как всегда, стоял «на занавеси» и внимательно смотрел и слушал, как пела знаменитая Нежданова. Пела она в тот вечер много. Помню, я зазевался и вдруг голос Голованова: «Закрой дверь, сквозняк. И смотри лучше!»

После концерта Неждановой в город приезжали и другие гастролеры. Однажды вечером ко мне на репетиции подошла артистка Н.М.Степанова: «Ну, как идут занятия? Как успехи?». Я сказал, что наш класс распался.

– Подожди меня после репетиции, - сказала она, - мы поговорим насчет твоих занятий.

Репетиция, наконец, закончилась. Я стою и жду. Два часа дня, воскресенье.

Нина Михайловна Степанова дала мне адрес педагога пения Веры Михайловны Светловской. Жила она в «новом городе». Я зашел домой, взял ноты и отправился по адресу. Вот и этот дом. Думаю, идти или нет. Наконец желание учиться пению пересилило страх.

Встретили меня хорошо. Вера Михайловна попросила меня встать у рояля. Спросила меня, где и с кем я занимался. Я ей все подробно рассказал. Спел гамму и серенаду Дон-Жуана. Вера Михайловна, прослушав меня, сказала, что мне надо непременно учиться и велела мне приходить в музыкальную школу.

Музыкальная школа, куда я поступил учиться, находилась недалеко от театра. Занимался я ежедневно, мне приходилось трудно, так как у меня не было инструмента, да и ноты я знал плохо. Мне помогали девушки, ученицы Веры Михайловны. Понемногу я стал узнавать музыкальную грамоту. У нас в школе был небольшой, но хороший оркестр, наш директор школы играл в нем на виолончели. Еще в школе был хор, им руководил педагог Рязанов. Меня тоже направили в этот хор. Как раз репетировали первый акт из оперы «Евгений Онегин». Наша школа часто давала концерты, которые всегда проходили с большим успехом.

 

Музыкальная школа в Симферополе. 1923 год.

 

Неожиданно мы получили от отца письмо и деньги. В письме он писал, что выслал нам визы на выезд в Америку. Ровно через месяц мы получили визы и стали хлопотать насчет отъезда. Маму и брата с женой выпускали, а меня нет: у меня призывной возраст (в то время в армию призывали в 22 года). Я этому в душе был очень рад. Что мне там делать и кто меня бесплатно будет учить петь. Мама очень за меня переживала, ведь я оставался совсем один. Конечно, были родственники, но они - не мама. Проводы были очень тяжелые. Мама все время плакала и повторяла: «Бог знает, когда мы с тобой увидимся, сынок Володечка». Я тоже плакал, я знал, что никогда больше не увижу свою мать. Так и получилось. В 1946 году моя мама скончалась в Аргентине.

Итак, мои родные уехали. Я остался один. Пришлось пропустить несколько уроков – я не мог петь, говорить даже не хотелось. Перед глазами стояла моя бедная мама. С телефонной станции пришлось уйти, иначе было нельзя, потому что я не успевал заниматься. Скоро экзамены, я готовил большую программу. Нина Михайловна всегда интересовалась мною, спрашивала, как идут занятия. Ведь это ей я обязан тем, что меня приняли в музыкальную школу.

Через два месяца я получил письмо от брата. Он писал, что они благополучно добрались до Аргентины, их встречал старший брат. А в декабре я получил письмо, что умер мой отец. Как там живется моей маме? Об этом я не знал, в письмах ничего не писали.

Наступил 1924 год. Я уже на втором курсе обучения. У нас новый директор Иван Иванович Чернов, бывший пианист. Очень хороший музыкант и преподаватель. На занятиях всегда очень много рассказывает нам о композиторах, чьи оперы мы учим.

Я уже писал, что в нашем городе был драматический театр. Так вот там приступили к постановке пьесы «Мещанин во дворянстве».  Театру срочно требовались два певца – мужчина и женщина. Ну, певицу нашли, конечно, сразу, а вот с певцом обстояло дело плохо. Да и нужен им был обязательно баритон. Обратились к нам в школу: посоветовали послушать меня. Надо было спеть соло и дуэт с оркестром. Я боялся, так как с оркестром мне петь еще не приходилось. Но все же, подумав, я согласился. Свою партию я выучил быстро, со мной занимались два пианиста утром и вечером.

Роли у нас были маленькие: она – пастушка, я – пастушок. Когда меня показали режиссеру Унгерну, я ему сразу не понравился. Он сказал, что я совершенно не умею ходить по сцене, не знаю, куда девать руки, и так далее. Откуда мне все это было знать. Я ведь нигде этому не учился. Ко мне срочно прикрепили одного актера, который очень терпеливо стал со мной заниматься. Помогала мне моя партнерша, с которой мне предстояло петь. Наконец, пошли генеральные репетиции. Оркестр играл за сценой, дирижера я, естественно, не видел. Меня это очень беспокоило и волновало. Правда, генеральную я спел хорошо, голос звучал.

Но вот и день премьеры. Я купил два билета для Веры Михайловны. В театре аншлаг! Все билеты проданы. Стоит волнение, тишина. Кто-то бегает, последние наставления… Меня загримировали пастушком. Когда меня выпустили на сцену, я страшно испугался, ноги не слушались и не шли, куда надо. Правда, свою баркаролу я спел без ошибок. В дуэте я волновался меньше – все же был не один. Но самое главное то, что после исполнения баркаролы мне зааплодировали! Я был счастлив! С первой зарплаты я преподнес Нине Михайловне флакон духов. Всего я спел три спектакля. Больше не пришлось – я получил извещение из военкомата, на сборы мне дали три дня. Узнал я так же, что из школы со мной едут служить два товарища, один из них виолончелист. Школа нам устроила хорошие проводы. Грустно было расставаться с друзьями, к которым я так привык, с Ниной Михайловной, которая так много сделала для меня. Но больше всего грустно было расстаться с пением.

 

Назад // В оглавление книги // Дальше

 

См. также информацию о Владимире Бунчикове и Владимире Нечаеве на странице биографий певцов  >>>;
См. также фото певцов в фотоальбоме  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Бунчикова  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Нечаева  >>>;

 

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>

 

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.