ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Владимир Бунчиков

Когда душа поет …

(Воспоминания певца)

 

Часть вторая

Глава 11. На Всесоюзном радио…

И так, я перешел работать на радио. С театром простился навсегда. Было, конечно, жаль – прослужил я там 11 с половиной лет. Был перевод, чтобы не пропал стаж работы. Зарплату получал ту же – 2000 рублей. Получил продовольственные карточки в столовую. Почти всю зарплату посылал жене в Ашхабад.

Вспоминаю 1942 год, когда я впервые переступил порог дома №24 по улице Качалова. В этом здании находился Дом звукозаписи и Всесоюзный радиокомитет (ДЗЗ, как мы его называли). На следующее утро после того, как я оформился, я явился в вокальный отдел. Его художественным руководителем был в то время Назарий Григорьевич Райский. Н.Г.Райский, в прошлом известный певец, был к тому времени профессором Московской консерватории, опытным и требовательным педагогом. У него учились многие мастера советской оперной сцены, в том числе С.Я.Лемешев, В.Сливинский, В.Фирсова, и другие. Мне предложили выучить и показать два романса П.Чайковского «Нам звезды кроткие сияли» и «Слеза дрожит». Прикрепили меня к хорошему концертмейстеру. В то время занимались мы в Доме ученых на Кропоткинской улице, там была наша «база». Я жил почти рядом. Наш инструктор, придя на урок, сказал мне, что мне следует явиться в ансамбль песни, которым руководил Борис Александров, сын дирижера Александра Васильевича Александрова. В 10 утра я пришел на репетицию на Трубную площадь. Когда я появился, меня встретил главный редактор Гринберг: «Я вас жду, пойдемте в класс, здесь рядом». Он сел за рояль. «Давайте попробуем» - сказал он. Я ничего не понимаю. Он дал несколько аккордов. Я начал петь гаммы, наконец, дошли до «ля бемоль». «Достаточно, вы будете петь». И он мне все рассказал.

В перерыве меня познакомили с Борисом Александровым. Мне дали клавир новой песни Вано Мурадели, посвященной герою Великой Отечественной войны генералу Л.М.Доватору. Она так и называлась – «Песня о Доваторе», песня была написана для драматического тенора и для меня высока. Но где взять драматического тенора? Меня предупредили, что если не получится – надо звонить Мурадели. Звонить я не стал, выучил быстро, но меня пугала одна нота «ля», дома я ее брал, а вот как будет на радио – предсказать трудно. На следующий день я пришел на репетицию. В зале я увидел А.В.Нежданову, Н.С.Голованова, Вано Мурадели, так же присутствовали другие композиторы и вся музыкальная редакция радио. Шел просмотр новой музыкальной программы, предназначенной для трансляции в эфир. В нее включили и «Песню о Доваторе». На репетиции я встретил товарищей по театру Полякова и Михайлова – все мы были заняты в этой программе. Пел я в конце программы. Я вышел на сцену и Борис Александров представил меня хору, но особых восторгов не последовало: у них был свой кумир – Михаил Михайлов. Но когда я пропел песню, они все мне зааплодировали. Мурадели остался доволен моим выступлением.

Программу приняли в эфир, она прошла несколько раз, потом ее записали, но, к сожалению, эта запись потеряна. Спустя много лет, вспомнив как-то о ней, я поинтересовался, не сохранилась ли она в архивах радио. Очень хотелось оживить в памяти эпизод, связанный с началом моей работы. К сожалению, запись не нашли, очевидно, ее размагнитили.

В 1943 году Д.Б.Кабалевский написал оперу «Под Москвой». Композитор посвятил ее героической Красной Армии, славным защитникам Москвы, остановившим фашистские полчища на подступах к столице. Постановка на радио оперы «Под Москвой» стала нашим откликом на это событие всемирно-исторического значения. Шла опера в Колонном зале Дома Союзов (позже из этой оперы сделали большой монтаж). Роль комиссара поручили трем баритонам – Захарову, Демьянову и мне. На генеральной репетиции сказали, что я буду петь в первом составе. Дирижер оперы – Аносов, от автора текст читал М.И.Царев. Женскую партию пела Н.Рождественская, концертмейстер – В.Ард.

Итак завтра показ этой оперы. В день показа я за час до начала представления явился в Колонный зал, распелся, волнуюсь страшно. Волновались не только мы, артисты, но и сам автор. Мы понимали, что это был не просто очередной спектакль, подобный другим, в которых мы играли прежде. Нам предстоял особый спектакль, воспевавший наших современников, на долю которых выпала историческая миссия: защитить страну от врага, спасти Родину от фашистского порабощения. И поэтому так вдохновенно, с таким большим подъемом провели его все наши артисты.

Народу набралось порядочно. Я пою в конце первого акта. Вот и три звонка. Все актеры сидят на сцене на виду у зрителей. Пошла моя музыка, я встал, подошел к микрофону, пел как будто неплохо. Опера имела огромный успех. Ее автора, Дмитрия Борисовича Кабалевского, долго не отпускали со сцены. А он, радостный и взволнованный, жал нам руки и сердечно благодарил за хорошую игру и приглашал на чашку чая. Надо отдать должное этому талантливому композитору, который хорошо знал, как надо писать музыку, чтобы она была приятной и удобной для исполнителя.

Следующая моя работа на радио – это опера Вано Мурадели «Чрезвычайный комиссар». У меня хорошая партия (партия комиссара), музыка мне тоже нравилась. Вообще, Мурадели тоже можно отнести к тем композиторам, которые знают, как надо написать музыку, чтобы ее было удобно петь. Он и сам любил петь свои произведения.

Вано Мурадели был одним из тех композиторов, которые великолепно понимали душу певца. Говоря о душе певца, я, конечно, имею в виду понимание природы вокала, эмоциональный и художественный настрой артиста, заинтересованного в том, чтобы проявить себя всесторонне и интересно.

Мы знаем общепринятые в театре термины: «выигрышная роль», «нестатичный образ», и т.д. Партии в опере Вано Мурадели были хорошо выписаны и представляли несомненный творческий интерес для каждого певца. Этим в первую очередь покорил меня и привлек к себе Вано Мурадели. Могут быть, вероятно, и иные суждения о вокальных партиях этого замечательного композитора, но в ту пору я именно так воспринимал все то, что он создал.

Я был увлечен им, и вполне возможно, что это увлечение облегчило мою задачу, позволило мне хорошо и продуктивно работать.

Оперу «Чрезвычайный комиссар» выучили быстро, и спустя полтора месяца показали ее автору. Но, по мнению высокого начальства, до оперы «с большой буквы» мы не дотянули и поэтому прибегли к созданию монтажа по опере. От автора читал Михаил Иванович Царев.

После передачи оперы в эфир Вано Мурадели был в таком восторге, что на радостях пригласил всех участников постановки к себе на ужин, но заранее предупредил, что хлеба нет. Угостил он нас хорошо, мы пили чай по грузинскому обычаю. Засиделись у него долго, забыли, конечно, про комендантский час. Расходились по одному. Я вышел вместе с Царевым, у него был пропуск. Благополучно дошли до площади Маяковского, а оттуда я темными переулками добрался до Метростроевской улицы, где я жил.

 

Пропуск, дававший В.А.Бунчикову право беспрепятственного
передвижения по Москве в ночные часы,
1944 год.

 

На радио был в то время эстрадный оркестр под управлением А.Цфасмана. Мое знакомство с Александром Наумовичем Цфасманом относится к 1935 году, когда я пел в театре Немировича-Данченко. С его оркестром я выступал на различных площадках. Знали мы друг друга хорошо, хотя встречались не так уж часто. Став солистом радио, я, естественно, рассчитывал увидеть там и Цфасмана, однако узнал, что с самого начала войны он находился на фронте в составе фронтовой бригады, в которую входили так же В.Нечаев, В.Красовицкая, В.Захаров и другие артисты. Новая моя встреча с Цфасманом состоялась только в 1943 году, когда Александр Наумович был отозван для работы на радио. О Цфасмане у меня сохранились самые теплые, искренние воспоминания. Это был талантливый музыкант, автор многих хороших песен, пьес, оркестровых произведений. Писал он музыку для театра, кино, эстрады, радио. Много лет выступал как дирижер и пианист, а пианист он был великий. Позже его оркестр почему-то распался, и Цфасман стал выступать как пианист, писать музыку. Жаль, что его рано не стало.

Несколько лет назад фирма «Мелодия» выпустила альбом, посвященный А.Н.Цфасману, который состоял из двух грампластинок. Многочисленные любители эстрады могут теперь познакомиться с некоторыми сторонами творчества этого замечательного музыканта.

В том же 1943 году меня ожидала еще одна приятная и неожиданная встреча. Прихожу я как-то утром на радио и слышу как диктор объявляет знакомую фамилию: «Поет Вера Красовицкая…». Я очень заинтересовался – не моя ли это землячка? Фамилия довольно редкая. Жду, когда она выйдет из студии. Смотрю – выходит светло-русая молодая женщина, ее лицо показалось очень знакомым, и я подошел к ней. Оказалось, что это действительно та самая Вера, которая жила когда-то в Симферополе. Конечно, она с тех пор изменилась, а ведь я помнил ее еще совсем маленькой девочкой лет десяти. Раньше, в 20-е годы я часто бывал в их доме, приходил к ее брату, кстати, он теперь известный дирижер в Свердловском оперном театре. Эта встреча положила начало нашему сотрудничеству и многолетней творческой дружбе. Впоследствии Вера Красовицкая была моей бессменной партнершей по многим опереттам на радио. Мы часто ездили вместе по городам нашей страны, бывали и за рубежом, наш дуэт всегда принимали с большим успехом. Красовицкая обладала прекрасным по тембру голосом, была очень музыкальна, работать с ней было всегда легко и интересно.

Многие песни советских композиторов и сейчас связаны в нашей памяти именно с ее голосом, а «Заздравная» И.О.Дунаевского в ее интерпретации стала, на мой взгляд, как бы образцом для других исполнителей. Кстати, И.О.Дунаевский написал «Заздравную» именно в расчете на голос Веры Красовицкой. Меня всегда поражало, с какой легкостью она брала высокие ноты, и даже самая высокая не была для нее «последней».

 

Аккомпаниатор Доровский, В.Нечаев, В.Красовицкая, В.Бунчиков.

 

Многолетняя концертная деятельность Веры Николаевны была высоко оценена правительством. Ей было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР. В 1982 году Вера Красовицкая внезапно скончалась. Смерть певицы была тяжелой утратой для всех почитателей ее светлого жизнеутверждающего таланта.

 

Назад // В оглавление книги // Дальше

 

См. также информацию о Владимире Бунчикове и Владимире Нечаеве на странице биографий певцов  >>>;
См. также фото певцов в фотоальбоме  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Бунчикова  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Нечаева  >>>;

 

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>

 

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.