ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Владимир Бунчиков

Когда душа поет …

(Воспоминания певца)

 

Часть вторая

Глава 14. Наша Победа!

Работа на радио идет, как говорится, своим чередом. Мы с Нечаевым продолжаем ездить по колхозам Подмосковья, выступаем в госпиталях. Под Москвой кругом развалины, хозяйство постепенно восстанавливается. Страшно видеть, что принесли людям война, фашизм! Так прошло еще несколько месяцев. От нас ушел Борис Александров, он перешел на работу к своему отцу, в Краснознаменный ансамбль. На его место пришел Народный артист РСФСР Василий Николаевич Целиковский. Очень хороший музыкант и человек. С ним легко было работать. К сожалению, он проработал у нас всего несколько лет, ушел в Министерство культуры начальником музыкального отдела. Проработав там несколько лет, он умер. Было очень жаль его. К нам пришел Андрусенко, это было уже совсем не то. Вскоре оркестр и хор расформировали. Финал, как видите, был печальный.

Гастрольбюро СССР предложило нам с Нечаевым поездку в Ивановскую область на 8 концертов. Это была наша первая совместная гастроль, и это нас радовало – значит нас знали. Взяли с собой чтицу и пианиста. Встречу назначили рано утром на Ярославском вокзале. Пришли на вокзал с Нечаевым первыми. Смотрим, идет наша чтица с рюкзаком на плечах. Пришлось Нечаеву ей сказать, что так неудобно показываться в филармонии. Ее вещи рассовали по нашим чемоданам. Первый город – Иваново. Нас поместили в довольно хорошей гостинице. Мы стали готовиться к вечернему концерту. У меня был «театральный» смокинг, а Нечаев где-то одолжил черный костюм. С обувью тоже было неважно. Я на сольное выступление давал Нечаеву свои туфли. Так мы и выступали. Несмотря на эти мелочи наши концерты проходили очень хорошо. Особенно хорошо принимались дуэты. Выступали мы в рабочем городе Шуе, там большая текстильная фабрика. В одном из городов, не помню в каком, я достал мыло, это уже был маленький праздник. Поездку закончили благополучно, в газетах был хороший отзыв.

В Москве я снова стал петь оперу, оперетту и, конечно, советскую песню. Композитор Никита Богословский, тогда еще совсем молодой человек, принес нам два дуэта: «Дождик» и «Ты да я». Немного позже А.Долуханян показал нам хорошие дуэты «Парень хороший» и «Песня боевых друзей». Так появился новый репертуар. Надо сказать, что эти четыре песни мы пели все 25 лет, и они неизменно пользовались большим успехом у наших слушателей. Там, где мы выступали, публика уже знала нас и принимала хорошо.

 

А.Долуханян и В.Бунчиков

 

Новый, 1945 год, я встречал на радио. У меня была ночная передача. Все ждали окончания войны, победа была близка. Народ продолжал трудиться, надо было восстанавливать разрушенные города, хозяйство. Теперь салюты в Москве звучали часто, иногда по несколько раз в день. Я уже не раз писал, что война открыла многих композиторов и дала много новых песен. С Матвеем Блантером я был знаком еще с 1926 года. Но я никогда не мог предположить, что встречусь с ним в годы войны, вернее встречусь с его песнями. Я люблю этого композитора. Его песни – это целые произведения. Все они разные – грустные и веселые, патриотические; петь их и легко и одновременно трудно.

Певцы, которые поют на радио – это особые певцы. Они не видят своей аудитории, не видят реакции зрителей. Поэтому в песню надо вложить все свое сердце. Песню надо рассказать, и рассказать так правильно, чтобы слушатель поверил. Блантер удивительно чувствовал песню, хорошо знал вокал. Его музыка запоминается мгновенно. Я очень люблю его нежную и грустную песню «Грустные ивы», где чудесная музыка сливается с замечательными стихами: «…грустные ивы склонились к пруду, месяц плывет над водой…». Или «… в городском саду играет духовой оркестр, на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест…». Удивительная музыка. Но, пожалуй, самая замечательная его песня это «Летят перелетные птицы». Да и название какое! Это патриотическая песня, она учила нас любить свою Родину, оставаться верным ей до конца своей жизни. Песня написана в форме марша, она пользовалась огромным успехом у слушателей. Наш замечательный поэт Михаил Исаковский написал слова этой песни. Песня звала на подвиг и ее последние слова «Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна» звучали как призыв к Советскому солдату.

После исполнения этой песни я стал получать потоки писем от радиослушателей. А когда я пел ее в Колонном Зале, то видел слезы на глазах у зрителей. Я исполнял много песен М.Блантера, но ни одну из них не пел с таким воодушевлением, с такой любовью, как эту. В 1976 году, в связи с юбилеем, мой большой друг Матвей Блантер писал в газете «Советская Культура»: «Я счастлив, что В.Бунчиков пел мои песни!». То же самое я могу сказать сейчас и ему – и я счастлив, что пел его песни.

 

Примечание Г.В.Бунчиковой: Первым исполнителем песни «Летят перелетные птицы» был Владимир Нечаев. Но успеха она не получила, вероятно, потому что была написана для баса или баритона. И только после исполнения Бунчиковым она прогремела на весь Союз. Нам приходило очень много писем. Например одно из них начиналось так: «Уважаемый тов. Бунчиков! Зачем Вы так хорошо поете «Летят перелетные птицы»? Вот честное слово, до боли сердечной тревожат они…» А когда вышел сборник песен Матвея Блантера, папа увидел, что вверху страницы написано «Песня посвящается Владимиру Бунчикову». Для него это было неожиданностью, так как Блантер заранее ничего не сказал. Слова песни, которую папа любил, пожалуй, больше всех (А я остаюся с тобою, родная моя сторона…) мы написали на его памятнике.

 

Владимир Бунчиков, Матвей Блантер и Владимир Нечаев
Ялта, 50-е годы

 

Сегодня, 8 мая, по радио Юрий Левитан объявил об окончании войны. Германия позорно капитулировала. Что делалось в Москве – трудно описать. Все плакали, смеялись и снова плакали. Ведь не существовало такой семьи, где не было бы фронтовиков. И среди нас, актеров, многие не вернулись. Горе было у всех. В моей семье еще не знаю, кто остался жив. Со стороны жены погиб родной брат Константин, умер отец, пришли похоронки на племянников (детей ее старшего брата) Севу и Юру, которые погибли под Сталинградом.

Когда после войны мы приехали в Крым, то увидели жуткую картину. В Севастополе – одни развалины. Брожу по городу и не узнаю его. Нахимовская и Большая Морская улицы разрушены полностью. Мы выступали в доме флота и на кораблях (вот с тех пор у меня зародилась и дружба с Черноморским флотом). Приехали в Симферополь. Картина почти такая же. Город разрушен, своих родственников я не нашел. Надеялся, что они успели эвакуироваться. Но как позднее выяснилось, немцы расстреляли всех, и малых и старых. Их тела свалили в ров под Феодосией. Позже когда нашли этот ров, где покоились останки тысяч Симферопольцев, то весь город собирал деньги на установку мемориала. Моя двоюродная сестра осталась жива, так как она уехала раньше, до того, как немцы вошли в город. Работала она санитарным врачом в Ташкенте. Там же оказался и мой двоюродный брат с семьей. Остальная родня погибла.

Первое наше выступление с Нечаевым состоялось в театре. Впервые я выступал здесь в спектакле «Мещанин во дворянстве» в 1924 году. Театр почти не разрушен. Я стал расспрашивать рабочих, не знали ли они моих товарищей, где они теперь. Никто не знал. Они мне рассказали, что в театре действовала подпольная организация, в нее входили ведущие артисты. Их кто-то выдал и они, конечно, все погибли. Имена этих артистов, геройски отдавших жизни за Родину, стали известны впоследствии, спустя много лет о них сняли фильм. А мне и до сих пор, спустя столько лет, страшно вспоминать об этом.

В Москве меня ждет новая работа – готовим оперу чешского композитора Сметаны «Либуше». На разучивание этой оперы потребовался ровно месяц. Роль у меня небольшая, но заниматься приходилось много. Кроме оперы я стал заниматься и камерной музыкой, разучивал ряд произведений.

В том же 1945 году на радио организовался эстрадный оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. А.Цфасман от нас ушел. С Кнушевицким я был знаком еще тогда, когда он руководил государственным джазом. Он хороший руководитель и дирижер. Мы работали вместе много лет, вплоть до того, как этим оркестром стал дирижировать Юрий Силантьев. Оркестр Кнушевицкого считался одним из лучших в стране. Я пел с ним на многих концертах, записывался на грампластинках.

Первая программа была в Колонном Зале. Перед концертом мы очень волновались за то, как нас примет публика? На первом концерте я исполнил две новые песни: «Фонарики» – Д.Шостаковича и «Белокрылые чайки» композитора Д.Прицкера. Песни эти сразу полюбились зрителям, особенно «Фонарики», такая нежная песня, и я пел ее всегда с особой теплотой и любовью. Концерт прошел с большим успехом, солисты и оркестр, были, как говорится, на высоте.

Меня заняли в новой оперетте «Сюркуф», муз. Планкетта. Дирижер – Пятигорский. Оперетту мы подготовили быстро. У меня несколько красивых арий и дуэты. Мы ее записали на магнитную ленту, но в музыкальный фонд запись почему-то не приняли. Согласно положению оперетта должна пройти три раза в эфире, после запись размагничивали. К счастью, этого не случилось, «Сюркуф» в нашем исполнении живет и по сей день, да еще одну мою арию переписали на грампластинку.

 

Назад // В оглавление книги // Дальше

 

См. также информацию о Владимире Бунчикове и Владимире Нечаеве на странице биографий певцов  >>>;
См. также фото певцов в фотоальбоме  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Бунчикова  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Нечаева  >>>;

 

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>

 

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.