ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Немного об истории песни «Фонарики»...

 

Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны

Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши

Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей

 

И вновь я бы хотел сказать несколько слов о есне о Фонарике".  Как мы уже знаем, она была написана Дмитрием Шостаковичем в 1942 году. Позже композитор вспоминал об этом эпизоде так:

 

«Я еще до войны в Ленинграде познакомился с Михаилом Аркадьевичем Светловым. В кругу друзей он читал свою пьесу в стихах «Двадцать лет спустя». На меня произвело большое впечатление и сама пьеса, и то, как Светлов читал ее. И когда Сергей Юткевич предложил мне сочинить музыку на стихи Светлова, я с радостью принял это предложение. Написав песню, я проиграл ее поэту, получил его одобрение и только после этого передал в коллектив. Песня нами была решена в лирическом, несколько шуточном плане…».

 

Коллектив, о котором говорил композитор и куда он передал написанный шлягер, был Ансамблем песни и пляски НКВД СССР. Впервые «Фонарик» прозвучал в спектакле ансамбля, который назывался «Отчизна». Премьеру этой программы приурочили к 25-летнему юбилею советской власти, это выступление состоялось 7 ноября 1942 года в Москве, в Центральном клубе НКВД имени Дзержинского. Исполнил песню солист ансамбля прекрасный советский баритон Иван Шмелев.

И вот здесь как раз хотелось бы сказать несколько слов о предыстории появления и первого исполнения хита. Ее написанию предшествовала романтическая история, изменившая жизнь самого певца. Дело в том, что еще с 1941 года, с того момента, как начались налеты на Москву немецких бомбардировщиков, артисты ансамбля после репетиций и выступлений выходили на ночные дежурства на крыши домов, чтобы тушить зажигательные бомбы. И для них это была в буквальном смысле вторая жизнь, продолжавшаяся после окончания первой – творческой.

Вот именно в то время к Ивану и пришло большое светлое чувство. Он беззаветно полюбил, полюбил всем сердцем, на всю жизнь. Его избранница, Настя Немитц, работала в том же ансамбле солисткой танцевальной группы. В ночные часы они вместе дежурили на крыше, и да, их неизменно сопровождал карманный фонарик. Всегда открытый в своих чувствах Иван не скрывал их и от коллег. И, действительно, как-то случился эпизод: фонарик, его и Насти, на несколько минут неслучайно погас, а когда зажегся соседский – коллеги-артисты увидели, как влюбленные вдохновенно упоительно целовались. Чувство оказалось взаимным: в сентябре 1942 года молодые поженились, а история этих отношений стала в коллективе символом глубокой верной любви.

Тут нужно добавить, что в ансамбле творчество складывалось совсем непросто. С одной стороны, туда были привлечены очень талантливые люди, но, с другой, собрали их там вопреки их воле. Для многих это вынужденное сотрудничество под пристальным надзором всесильного ведомства было большим испытанием. Общее несчастье как-то особенно сблизило, сдружило артистов между собой. И вот, памятуя об эпизоде на крыше, Сергей Юткевич обратился с просьбой к Дмитрию Шостаковичу, являвшемуся автором музыкального оформления к "Отчизне", написать для спектакля еще одну песню, песню в которой рассказывалось бы не столько о героике ночных дежурств, сколько о светлом чувстве, которое способно возникать в душах людей и в трудное военное время. Дмитрий Шостакович просьбу охотно выполнил. По существу эта песня и стала рассказом об истории любви Ивана и Насти.

 

Обложка программки театрализованного представления «Отчизна»

в исполнении Ансамбля песни и пляски НКВД СССР.

 (Из архива Дмитрия Ивановича Шмелёва)

 

На одном из московских представлений ансамбля в военные годы довелось побывать юному тогда Юрию Бирюкову, впоследствии ставшему известным музыковедом и историком советской песни. Позже он так описывал свои впечатления от этого представления:

 

«Это были не традиционные концерты, а театрализованные представления со сквозным сюжетом, который объединял все хоровые, вокальные, музыкальные, танцевальные и прочие номера.

Вот, к примеру, как была поставлена «Песенка о фонарике».

Гас свет, и зрительный зал погружался в темноту. После небольшой паузы на сцене загорался одиноко мерцающий огонек карманного фонарика, за ним другой, третий, четвертый... Их узкие лучи перекрещивались и как бы затевали веселую игру, высвечивая попеременно лица исполнителей, переплетаясь в причудливые узоры. А затем, как бы издалека, начинала звучать песня в проникновенном исполнении солиста ансамбля и любимца московских зрителей Ивана Шмелева.

Песня заканчивалась, и на последнем ее аккорде вспыхивал свет в зрительном зале.

Всякий раз номер этот публика награждала бурными аплодисментами, и нередко песня бисировалась».

 

Песню, получившую название «О Фонарике» в спектакле «Отчизна» доверили исполнять именно Ивану Шмелеву. В известном смысле она стала свадебным подарком молодым от друзей и товарищей по сцене. Шмелев пел ее на фронтах, исполнял он ее и позже, например, на Втором всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1946 году, хотя, конечно, эта песня задумывалась и писалась совсем не для него.

К сожалению, не существует записи в исполнении Ивана Шмелева. Объяснение этому самое прозаичное: дело в том, что песня была написана и поставлена в спектакль вопреки возражениям Зиновия Дунаевского, который являлся руководителем оркестра ансамбля. Он же, по воспоминаниям участников событий, нередко препятствовал записям песен, которых не сочинял сам. Тем обиднее это было для певца, в жизни которого «Фонарик» оставался очень важным событием: его любимую уже жену Настю в декабре 1943 года увезли в родильный дом именно с крыши, куда она продолжала подниматься как на войну в 30-градусный мороз, нося под сердцем их первенца.

 

Фронтовая бригада Ансамбля песни и пляски НКВД выступает перед бойцами.

Солист - Иван Шмелёв. Дирижер - Зиновий Дунаевский.

 (Из архива Дмитрия Ивановича Шмелёва)

 

Уже после войны песню на Всесоюзном радио впервые записал другой замечательный певец и пропагандист жанра - Владимир Бунчиков. Когда шлягер в его исполнении зазвучал по радио, его запомнили и полюбили и в самых отдаленных уголках страны. В продаже тогда появились и патефонные пластинки.

Издание этих пластинок сопровождалось интересным обстоятельством. Пластинка с записью «Фонарика» под матричным номером 13843 увидела свет в 1946 году. Поскольку тираж пластинок был значительным, к 1952 году матрица амортизировалась и в целях продолжения выпуска была заменена новой под тем же номером. Однако на нее попало уже совершенно другое исполнение, записанное певцом чуть раньше на магнитную ленту. Эта вторая запись по темпу и манере исполнения сильно уступала первой. Певец сам не любил ее. Говоря об этой записи, он сравнивал ее с заунывным напевом шарманщика. Таким образом, возник необычный прецедент -  под одним и тем же матричным номером 13843 в разные периоды издавались совершенно различные варианты фонограммы.

Те, кто читают меня достаточно давно, уже знают, что свои истории я в последнее время стараюсь заканчивать на позитивной ноте. Вот такой оказалась трогательная история песни, преподнесенной когда-то в качестве свадебного подарка замечательному певцу и его любимой. Уверен, что и в новом веке, спустя столько лет, многих из нас она не оставит равнодушными. Я думаю, это происходит потому, что каждый из нас может вспомнить и свои памятные семейные эпизоды из жизни бабушек и дедушек, мам и пап. Мы верим и знаем, что память о наших близких живёт, покуда живём мы сами; их жизни продолжаются уже в нас. И их всепрощающая, бескорыстная любовь тоже продолжает жить! Иначе ведь не может быть, иначе ведь и в нашей собственной жизни не останется никакого смысла...

 

По удивительному стечению обстоятельств именно есня о Фонарике" когда-то позволила мне приоткрыть одну из самых трагических и загадочных страниц в жизни ее автора - композитора Дмитрия Шостаковича. Об этом я уже рассказывал в статье "Нравственный подвиг композитора", опубликованной в год его 100-летия.

 


Полный каталог записей сайта "Виртуальная РетроФонотека" >>>
 


 

Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны

Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши

Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.