ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Немного об истории песни «Фонарики»...
|
Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей
И вновь я бы хотел сказать несколько слов о "Песне о Фонарике". Как мы уже знаем, она была написана Дмитрием Шостаковичем в 1942 году. Позже композитор вспоминал об этом эпизоде так:
«Я еще до войны в Ленинграде познакомился с Михаилом Аркадьевичем Светловым. В кругу друзей он читал свою пьесу в стихах «Двадцать лет спустя». На меня произвело большое впечатление и сама пьеса, и то, как Светлов читал ее. И когда Сергей Юткевич предложил мне сочинить музыку на стихи Светлова, я с радостью принял это предложение. Написав песню, я проиграл ее поэту, получил его одобрение и только после этого передал в коллектив. Песня нами была решена в лирическом, несколько шуточном плане…».
Коллектив, о котором говорил композитор и куда он передал написанный шлягер, был Ансамблем песни и пляски НКВД СССР. Впервые «Фонарик» прозвучал в спектакле ансамбля, который назывался «Отчизна». Премьеру этой программы приурочили к 25-летнему юбилею советской власти, это выступление состоялось 7 ноября 1942 года в Москве, в Центральном клубе НКВД имени Дзержинского. Исполнил песню солист ансамбля прекрасный советский баритон Иван Шмелев. И вот здесь как раз хотелось бы сказать несколько слов о предыстории появления и первого исполнения хита. Ее написанию предшествовала романтическая история, изменившая жизнь самого певца. Дело в том, что еще с 1941 года, с того момента, как начались налеты на Москву немецких бомбардировщиков, артисты ансамбля после репетиций и выступлений выходили на ночные дежурства на крыши домов, чтобы тушить зажигательные бомбы. И для них это была в буквальном смысле вторая жизнь, продолжавшаяся после окончания первой – творческой. Вот именно в то время к Ивану и пришло большое светлое чувство. Он беззаветно полюбил, полюбил всем сердцем, на всю жизнь. Его избранница, Настя Немитц, работала в том же ансамбле солисткой танцевальной группы. В ночные часы они вместе дежурили на крыше, и да, их неизменно сопровождал карманный фонарик. Всегда открытый в своих чувствах Иван не скрывал их и от коллег. И, действительно, как-то случился эпизод: фонарик, его и Насти, на несколько минут неслучайно погас, а когда зажегся соседский – коллеги-артисты увидели, как влюбленные вдохновенно упоительно целовались. Чувство оказалось взаимным: в сентябре 1942 года молодые поженились, а история этих отношений стала в коллективе символом глубокой верной любви. Тут нужно добавить, что в ансамбле творчество складывалось совсем непросто. С одной стороны, туда были привлечены очень талантливые люди, но, с другой, собрали их там вопреки их воле. Для многих это вынужденное сотрудничество под пристальным надзором всесильного ведомства было большим испытанием. Общее несчастье как-то особенно сблизило, сдружило артистов между собой. И вот, памятуя об эпизоде на крыше, Сергей Юткевич обратился с просьбой к Дмитрию Шостаковичу, являвшемуся автором музыкального оформления к "Отчизне", написать для спектакля еще одну песню, песню в которой рассказывалось бы не столько о героике ночных дежурств, сколько о светлом чувстве, которое способно возникать в душах людей и в трудное военное время. Дмитрий Шостакович просьбу охотно выполнил. По существу эта песня и стала рассказом об истории любви Ивана и Насти.
Обложка программки театрализованного представления «Отчизна» в исполнении Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. (Из архива Дмитрия Ивановича Шмелёва)
На одном из московских представлений ансамбля в военные годы довелось побывать юному тогда Юрию Бирюкову, впоследствии ставшему известным музыковедом и историком советской песни. Позже он так описывал свои впечатления от этого представления:
«Это были не традиционные концерты, а театрализованные представления со сквозным сюжетом, который объединял все хоровые, вокальные, музыкальные, танцевальные и прочие номера. Вот, к примеру, как была поставлена «Песенка о фонарике». Гас свет, и зрительный зал погружался в темноту. После небольшой паузы на сцене загорался одиноко мерцающий огонек карманного фонарика, за ним другой, третий, четвертый... Их узкие лучи перекрещивались и как бы затевали веселую игру, высвечивая попеременно лица исполнителей, переплетаясь в причудливые узоры. А затем, как бы издалека, начинала звучать песня в проникновенном исполнении солиста ансамбля и любимца московских зрителей Ивана Шмелева. Песня заканчивалась, и на последнем ее аккорде вспыхивал свет в зрительном зале. Всякий раз номер этот публика награждала бурными аплодисментами, и нередко песня бисировалась».
Песню, получившую название «О Фонарике» в спектакле «Отчизна» доверили исполнять именно Ивану Шмелеву. В известном смысле она стала свадебным подарком молодым от друзей и товарищей по сцене. Шмелев пел ее на фронтах, исполнял он ее и позже, например, на Втором всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1946 году, хотя, конечно, эта песня задумывалась и писалась совсем не для него. К сожалению, не существует записи в исполнении Ивана Шмелева. Объяснение этому самое прозаичное: дело в том, что песня была написана и поставлена в спектакль вопреки возражениям Зиновия Дунаевского, который являлся руководителем оркестра ансамбля. Он же, по воспоминаниям участников событий, нередко препятствовал записям песен, которых не сочинял сам. Тем обиднее это было для певца, в жизни которого «Фонарик» оставался очень важным событием: его любимую уже жену Настю в декабре 1943 года увезли в родильный дом именно с крыши, куда она продолжала подниматься как на войну в 30-градусный мороз, нося под сердцем их первенца.
Фронтовая бригада Ансамбля песни и пляски НКВД выступает перед бойцами. Солист - Иван Шмелёв. Дирижер - Зиновий Дунаевский. (Из архива Дмитрия Ивановича Шмелёва)
Уже после войны песню на Всесоюзном радио впервые записал другой замечательный певец и пропагандист жанра - Владимир Бунчиков. Когда шлягер в его исполнении зазвучал по радио, его запомнили и полюбили и в самых отдаленных уголках страны. В продаже тогда появились и патефонные пластинки. Издание этих пластинок сопровождалось интересным обстоятельством. Пластинка с записью «Фонарика» под матричным номером 13843 увидела свет в 1946 году. Поскольку тираж пластинок был значительным, к 1952 году матрица амортизировалась и в целях продолжения выпуска была заменена новой под тем же номером. Однако на нее попало уже совершенно другое исполнение, записанное певцом чуть раньше на магнитную ленту. Эта вторая запись по темпу и манере исполнения сильно уступала первой. Певец сам не любил ее. Говоря об этой записи, он сравнивал ее с заунывным напевом шарманщика. Таким образом, возник необычный прецедент - под одним и тем же матричным номером 13843 в разные периоды издавались совершенно различные варианты фонограммы. Те, кто читают меня достаточно давно, уже знают, что свои истории я в последнее время стараюсь заканчивать на позитивной ноте. Вот такой оказалась трогательная история песни, преподнесенной когда-то в качестве свадебного подарка замечательному певцу и его любимой. Уверен, что и в новом веке, спустя столько лет, многих из нас она не оставит равнодушными. Я думаю, это происходит потому, что каждый из нас может вспомнить и свои памятные семейные эпизоды из жизни бабушек и дедушек, мам и пап. Мы верим и знаем, что память о наших близких живёт, покуда живём мы сами; их жизни продолжаются уже в нас. И их всепрощающая, бескорыстная любовь тоже продолжает жить! Иначе ведь не может быть, иначе ведь и в нашей собственной жизни не останется никакого смысла...
По удивительному стечению обстоятельств именно "Песня о Фонарике" когда-то позволила мне приоткрыть одну из самых трагических и загадочных страниц в жизни ее автора - композитора Дмитрия Шостаковича. Об этом я уже рассказывал в статье "Нравственный подвиг композитора", опубликованной в год его 100-летия.
Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей
|