|
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
|
||||||||||
|
|
||||||||||
|
Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей
|
|
Гимн Советского Союза |
Целью отследить явления заимствований в советской песне я никогда особо не задавался. Правда, порой, это случалось само собой, так что некоторые примеры мне все же известны. Грань, после которой начинаются такие "превращения" - зыбка, там, где один может усмотреть заимствование (или даже плагиат), другой услышит яркую авторскую работу. Сегодня вообще кажется, что вся музыка, которую только можно было написать - уже давно написана, и теперь речь ведется только о ее новой жизни. Понятие заимствования применительно к песне - вещь относительная. Варьирование уже известных мелодических тем - это вполне профессиональный приём, и без этого многие хорошие песни просто никогда бы не появились.

Парадокс истории в том, что она никогда не создается на пустом месте. Хороший пример этого – гимн России. Только в качестве гимна страны этот опус за время существования имел несколько вариантов текста. Гимн СССР был создан на основе самой логичной и естественной для него мелодии, которую его автор Александр Александров искал на протяжении многих лет.
Впервые автор обозначил ее в композиции «Красный флот в песнях», написанной еще в 1929 году. Позже в 1936 году Александровым было написано несколько песен, «Забайкальская» и «Марш комсомола», в которых также звучат намеки на будущую знаменитую мелодию. Дальнейшее развитие мотив получил в песне «Жить стало лучше» на стихи Василия Лебедева-Кумача в 1936 году. Как известно, песня тогда явилась ответом на одно из самых популярных высказываний Иосифа Виссарионовича Сталина, произнесенное им 17 ноября 1935 года. Обратившись к народу с трибуны Первого всесоюзного совещания стахановцев, вождь произнес: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас».
Прослушивая первое исполнение песни "Жить стало лучше", записанное под гармонику на пластинку с № 4506, мы уже вполне улавливаем родственную связь между ней и гимном страны. А в следующей записи № 5954, сделанной годом позже в исполнении Краснознаменного ансамбля, эта связь улавливается еще более очевидно. У обоих произведений близок мелодический рисунок первых двух фраз куплета.
В цепочке между «Жить стало лучше» и гимном существовало еще одно звено – «Песня о партии», сочиненная опять же Александровым на стихи все того же Лебедева-Кумача и записанная на пластинку все тем же Краснознаменным ансамблем в 1939 году.
На страницах своих воспоминаний А.В.Александров пишет о «Гимне партии большевиков».
«К XVIII съезду партии мы приготовили «Песню о партии» на слова Лебедева-Кумача. Ансамбль исполнял ее на концерте в Кремле.
- Когда закончите программу, спойте эту песню еще раз, - попросил товарищ Сталин. – Только попробуйте дать ее более торжественно, как гимн.
И «Песня о партии», исполненная вторично, - уже не в первоначальном темпе походного марша, - прозвучала как откровение для самого композитора, написавшего эту песню.
- Назовите ее «Гимн партии большевиков», - сказал товарищ Сталин.
История получила продолжение в 1942 году. И.В.Сталин принял решение отказаться от ставшего к тому времени привычным гимна страны - "Интернационала". Да и какое могло быть в то время пролетарское единство, когда рабочие почти двадцати государств воевали на стороне фашистов, а Коминтерн (всемирная организация, выражавшая интересы трудящихся) практически распался. Создание нового гимна было поручено специальной комиссии во главе с Климом Ворошиловым. Так прошел целый год, а дело так и не сдвинулось. В сентябре 1943 года Ворошилов докладывал И.В.Сталину: "Нами прослушано 55 вариантов музыки, их написали 40 композиторов, среди них Глиэр, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский, Хренников, Александров, Дунаевский и другие. К сожалению, невзирая на обилие вариантов, ни один из них для Гимна СССР непригоден. 50 поэтов написали 87 различных текстов Гимна, некоторые представили по нескольку вариантов, например Алымов сочинил 6, Кирсанов - 11. Лебедев-Кумач - 5, Михалков - 4 варианта. Но ни один из них не может быть принят..." Сталин понял, что дело надо брать в свои руки и начал лично знакомиться с текстами и музыкой.
В 1943 году на сочинение нового гимна СССР был объявлен конкурс, в котором участвовало более сотни соискателей. К написанию музыки были привлечены ведущие композиторы страны. Отказаться никто не мог, поэтому многие подходили к правительственному заданию более или менее формально. Варианты гимна подавались на конкурс в виде партитур, которые оперативно разучивались и исполнялись перед членами комиссии. Жюри прослушало более 200 гимнов, в итоге почти все они оказались забракованы.Примерно 15 гимнов, включая варианты Александрова, Шостаковича, Хачатуряна и Прокофьева допустили к прослушиванию в Большом Театре. Некоторые авторы писали сразу для оркестра, поэтому на последнем этапе к работе подключился оркестр Большого Театра под управлением Мелик-Пашаева.
Последний этап прослушивания был закрытым. В зал театра никто не допускался, там находилась только охрана. В ложе сидели члены правительства во главе со Сталиным и Ворошиловым. Всем было хорошо известно, что Сталин любил "Гимн партии большевиков", считал эту песню очень удачной. К моменту проведения конкурса песня была хорошо известна и звучала знакомо. Поэтому сразу было понятно, кто вероятнее всего станет победителем, тем не менее регламент конкурса был полностью выдержан.
А дело решил случай. В качестве версии Гимна А. Александров представил на конкурс одну из своих мелодий («Песню о партии») с новым текстом. По аналогии было бы справедливо предположить, что в данном случае текст на музыку А.Александрова напишет В. Лебедев-Кумач. Однако В.Лебедев-Кумач отказался от участия в конкурсе на написание нового варианта слов для уже известной песни. Тогда новый текст на мелодию Александрова написал вчерашний детский поэт, а ныне военный корреспондент небольшой армейской газеты Сергей Михалков (у которого комиссия к тому моменту забраковала 4 текста гимна) совместно со своим другом Габриэлем Урикляном, тоже армейским корреспондентом, писавшим под псевдонимом Эль-Регистан.
Работать с текстом на музыку "Гимна партии большевиков" И.В.Сталину было легко и приятно. Вождь вызвал с фронта Михалкова и Эль-Регистана (они работали в гостинице "Москва", где остановился Регистан) и попросил переделать несколько строк будущего гимна. К примеру вместо "Свободных народов союз благородный" следовало петь "Союз нерушимый...". Это что, от слов Ваше благородие? - пошутил И.В.Сталин, поставив вопрос на полях стихов. Кроме того, он попросил поэтов сочинить новые куплеты, после чего своей рукой поправил запятые, предварительно уточнив у авторов, не возражают ли они против этого.
И.В.Сталин любил музыку и почувствовал изначальную матросскую сущность мелодии Александрова. "Что такое играют эти музыканты? Как будто большой корабль борется с волнами и никак не может их преодолеть." - образно высказался он, обращаясь к автору музыки. Александров объяснял: "Товарищ Сталин, оркестровку делал мой учитель, композитор Василенко, он расставил акценты на слабых долях такта, вот и кажется, что волны сильнее корабля. Надо, чтобы кто-то другой сделал новую оркестровку". И лишь вариант инструментовки гимна, выполненный Дмитрием Рогаль-Левицким, понравился Сталину....
Итак, 1944 год начался с события, никак не связанного с войной, однако имевшее важное политическое значение. В ночь на 1 января 1944 года в исполнении Образцово-показательного оркестра НКО СССР под управлением С.Чернецкого и Краснознаменного Ансамбля под управлением А.В.Александрова впервые по радио прозвучал Гимн СССР, созданный в 1943 году. "Интернационал", который был гимном СССР прежде, стал официальным гимном ВКП(б). В новой песне, теперь вполне отвечавшей определению государственного Гимна СССР, пелось уже не о мировом пожаре, а о стране, её людях, их достижениях, их настоящих и будущих победах.

Краснознаменный ансамбль
красноармейской песни и пляски Союза ССР впервые исполняет в ночь на 1 января
1944 года Государственный гимн Союза ССР.
Дирижирует автор музыки гимна Лауреат Сталинской премии, народный артист Союза
ССР, профессор, генерал-майор Александр Васильевич Александров.
На этом месте в истории написания Гимна СССР можно было бы поставить точку. Следует сказать несколько слов о дискографии Гимна. Его первые записи были произведены в 1944 году. 1944 год был начат матрицей 11831. Известная пластинка с записью Гимна СССР имела матричные номера - 11954 и 11955. Были ли попытки записать новый Гимн ранее, существовала ли какая-нибудь исходная его запись? Этот вопрос интересовал меня продолжительное время В результате долгих поисков удалось выяснить следующее:
Самый ранний матричный номер, имеющий отношение к обсуждаемой теме и датированный декабрём 43-го года, был номер 11822. Это была пробная пластинка, не пошедшая в тираж и соответственно неизвестная. Песня называлась "Гимн партии большевиков". Песня звучала на узбекском языке, на обороте пластинки (в аналогичном исполнении) находилась «Священная война» (в серии номеров с 11750 по 11826 шла сессия, так называемых, «национальных» записей).
Таким образом матриц, имеющих отношение к Гимну, в 1943 году записано не было.
Запись вариантов начинаются с первых чисел января 1944 года. Вот список пробных матриц, которые были изготовлены после нового года.
11835 Гимн Советского Союза. – Краснознаменный Ансамбль и орк. ГАБТ.
11836 Гимн Советского Союза. Краснознаменный Ансамбль и орк. Мелика-Пашаева.
11846 Государственный Гимн СССР. Краснознаменный Ансамбль.
11888 Гимн Советского Союза. Духовой оркестр п/у Чернецкого.
11893 Гимн СССР. Краснознаменный Ансамбль и орк. Мелика-Пашаева.
11894 Гимн СССР. Оркестр ГАБТ.
11909 Гимн СССР. Хор им. Пятницкого.
11924 Гимн СССР. Краснознаменный Ансамбль и орк. Мелика-Пашаева.
11925 Гимн СССР. Краснознаменный Ансамбль и орк. Мелика-Пашаева.
11926 Гимн СССР. Краснознаменный Ансамбль.
11944 Гимн СССР. Орк. ГАБТ п/у Пазовского.
11945 Гимн СССР. Орк. ГАБТ п/у Пазовского.
11946 Гимн СССР. Орк. ГАБТ п/у Пазовского.
11954 Гимн СССР. Краснознаменный Ансамбль (Впоследствии изданный вариант).
11955 Гимн СССР. Оркестр ГАБТ (Впоследствии изданный вариант).
11958 Гимн СССР. Орк. п/у Чернецкого.
Из этого списка известность получили только две предпоследние фонограммы. Остальные варианты никогда не издавались, об их существовании знали только люди, принимавшие непосредственное участие в записи и прослушивании. Что же означали эти многочисленные попытки записать Гимн силами самых известных в то время коллективов?
Утверждать с уверенностью что-либо нельзя, поскольку ни одна из версий не может быть на сегодняшний день подтверждена документально. Тем не менее, события могли развиваться так:
В результате предновогоднего конкурса был выбран новый гимн. Запись его на пластинку не производилась, в обратном случае был бы известен ее номер. В новогоднюю ночь Краснознаменный ансамбль исполняет новый Гимн и это выступление транслируется в прямом эфире. А сразу после Нового года началось что-то вроде конкурса на лучшую пластинку, то есть на лучшее исполнение в грамзаписи. Среди ведущих коллективов, возможно даже бросили своеобразный призыв принять участие в записи. Понятно, что не откликнуться на него было невозможно. Наверняка были и другие соображения – например, записать несколько вариантов для разных групп населения. Скажем, крестьянин будет слушать Гимн в исполнении народного хора, ему это ближе и понятнее, военный человек маршировать под запись духового оркестра, ну а интеллигенту придётся по душе оркестр Большого театра.
Но после прослушивания всего разноголосья, вероятно, стало ясно, что Гимн это каноническое произведение, которое должно звучать в эталонном исполнении. Дальнейшие эксперименты прекратили, а две наиболее удачные записи пустили в тираж. Причем к исполнению Хора им. Пятницкого никто, похоже, серьезно не относился с самого начала – его, в отличие от Краснознаменного Ансамбля, записали всего один раз.
За помощь в подготовке этого материала благодарю Дмитрия Фокина.
Наш гимн. Хроника 40-х или вековые корни?
В статье подробно рассказывается об истории создания гимна России, а также раскрывается тема преемственности в этом музыкальном произведении.

|
Много звезд на
небе светит |
Однажды, прослушивая попавшие ко мне пластинки, я случайно обратил внимание на текст одного "залихвацкого" частушечного произведения под названием «Много звезд на небе светит». Само название этой песни ни о чем особенном не говорило. Вообще-то я не могу сказать, что загоняюсь по частушкам. Тем более такого я не мог сказать в то время, когда произошел описываемый эпизод - тогда я просто очень мало знал и о самом этом жанре и о разнообразии существовавших записей Государственного Русского народного хора. Большое количество разных "псевдонародных" коллективов, которые одно время наводнили тогда еще советский теле- и радиоэфир своей низкокачественной "продукцией", укрепило меня во мнении, что народные частушки - это умирающий, лишенный какой-либо перспективы, жанр, работа в котором сводится к механическому перепеву единообразных интонаций.
Сегодня я, конечно, понимаю, что впечатление от песни, и от народной песни, в частности, это прежде всего впечатление от качества ее исполнения. Осознать это мне помогли именно записи хора имени Пятницкого. К сожалению, слушая сегодняшние записи этого коллектива, сегодняшние трансляции его лучших солистов, я увы, не испытываю и десятой доли того восхищения, которое я испытал однажды и продолжаю испытывать теперь слушая шипящие записи с патефонных пластинок. Я, к сожалению, не получил в свое время какого-то специального музыкального образования, мне бывает трудновато спорить с так называемыми профессионалами - специалистами, у которых все те вещи которые я пытаюсь формулировать, уже давно не вызывают интереса и имеют свои известные названия. Но может быть именно это обстоятельство позволяет мне, человеку, так сказать, с улицы, простому слушателю, давать оценки, лишенные узконаправленной предвзятости. Я уверен в том, что слукавит тот профессионал, который возьмется утверждать, что в восприятии музыки должно главенствовать не личное впечатление слушателя, а ее соответствие неким формалистическим критериям.
Итак, в качестве музыкальной иллюстрации к этой теме, я бы хотел предложить вам несколько записей народных коллективов. Конечно, я не могу пройти мимо все той же песни "Много звезд на небе светит". Представьте себе каково было мое удивление, когда солистки хора вслед за первой строкой куплета пропели "... а одна хрусталина, много думок на примете, у родного Сталина...". "Нам бы Сталина увидеть, нам бы с ним поговорить" - озвучили они далее сокровенную мечту советского человека. Конечно, это не фольклор в чистом виде. Наверняка у слов этой песни были авторы, оставшиеся безымянными в силу требований жанра. Или, к примеру, довоенные частушки "О летчиках" - своего рода новейший народный эпос, в котором есть слова: "Над колхозным небом птица, у ней крылышки стальные, три героя в ней летят...". почти как про тех трех богатырей. Упоминаются и фамилии богатырей - это летчики Водопьянов и Чкалов ("удалой"). Тоже вроде фольклор, но фольклор советский, подчиненный общим требованиям сложения песен.
Для довоенных массовых песен вообще было характерно упоминание определенного набора персоналий - фамилий военноначальников, партийных и советских работников, членов партии и правительства, и естественно лично товарища Сталина. Часто звучали фамилии маршалов - Тимошенко, Ворошилова, героев-летчиков, стахановцев, то есть вполне реальных людей, служивших примером для всего народа. Благодаря этому песни уж очень быстро устаревали - кадры, которые сегодня решали все, назавтра или погибали, роковым образом сталкиваясь с непреодолимыми обстоятельствами судьбы, либо объявлялись врагами народа. Если же они не оказывались ни в числе первых ни в числе вторых, то многие просто тихо сходили с газетных передовиц и автоматически переставали быть примером. Только один человек, лично товарищ Сталин, оставался непогрешим перед лицом советской истории. В военных и послевоенных массовых песнях его имя широко использовалось, и упоминалось авторами еще более активно, нежели в песнях довоенного времени. На песни со словами о вожде объявлялись конкурсы и пожалуй не было ни одного композитора-песенника, который не соприкоснулся бы с этой темой. В этом и есть одно из отличий довоенной и послевоенной песни - из послевоенных песен напрочь исчезли упоминания обо всех современниках, кроме самого Сталина.
Интересно то, что по исполнительской манере эти две записи ("О Летчиках" и "Много звезд..") не особенно отличаются друг от друга. А разница между ними составляет 10 лет. При том, что это было не просто десятилетие, а десятилетие, за которое страна пережила и ужас войны и разруху и голод. За эти 10 лет жанр массовой песни в целом претерпел радикальную трансформацию. Изменились прежде всего требования к манере исполнения. Из послевоенных песен ушли шапкозакидательские интонации, бодрый мажор уступил место душевной вдумчивости. В целом по уровню послевоенная массовая песня намного превзошла довоенную. А вот стиль исполнения народных песен не изменился. На мой взгляд это свидетельствует прежде всего об изначально высоком ее уровне.
Тему продолжают несколько записей Воронежского Русского Народного хора. Записи послевоенные, тематика у всех сходная - сталинская. Пока песен больше нет, но на подходе еще несколько подобных записей, которые я постараюсь разместить здесь же в самом ближайшем будущем. Интересно, что песня, начинающаяся словами "На дубу зелёном...", в разное время и под разными названиями была опубликована на пластинках вообще с тремя разными мелодиями! В ближайшее время я расскажу о них подробнее.

Без лишних разговоров хочу предложить послушать в оригинальном варианте ораторию Дмитрия Шостаковича "Песнь о лесах". Слушая более поздние записи этого сочинения я никак не мог понять его смысла. Теперь же смысл предельно понятен уже с первых слов:
|
|
Победой кончилась война,
Вздохнула радостно страна,
Пришла победная весна,
Салют над родиной расцвел.
В Кремле зарей блеснуло утро -
Великий Вождь в раздумье мудром
К огромной карте подошел...
Запись произведена с одной из первых советских долгоиграющих пластинок, выпущенных в 1952 году (Запись 1949 г.) . Несмотря на хорошую степень сохранности оригинала над фонограммой пришлось немного поработать - технология производства пластинок на 33 оборота в то время, увы, была еще далека от совершенства.
Оратория состоит из семи частей.
1 часть – Когда окончилась война.
2 часть – Оденем Родину в леса.
3 часть – Воспоминания о прошлом.
4 часть – Пионеры сажают леса.
5 часть – Сталинградцы выходят вперед.
6 часть – Будущая прогулка.
7 часть – Слава.
Исполняют:
Государственный хор русской песни и хор мальчиков Государственного хорового училища. Художественный руководитель А.В.Свешников.
Государственный симфонический оркестр СССР. Дирижер Е.А.Мравинский
Солисты И.И.Петров и В.И.Кильчевский
(Пластинка Д-0486 – Д-0487 – 1952 г.)

|
|
![]()
22 ИЮНЯ 1941
Выступление по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР
и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. Молотова
22-го
нюня 1941 года
|
Мол 1/3 А ; Мол 2/4 А |
Мол 3/4 А ; Мол 4/4 А |
![]()
СЛОВО ЛЕНИНА
Давно это было... В далеком городе Симбирске родился мальчик. И звали его Володей Ульяновым. Рос мальчик смышленым и подвижным, играл, как и другие дети, в лошадки, однако и в игре и в учебе с ранних лет начал он показывать ярко выраженную склонность к лидерству. Вероятно, он мог распорядиться своей жизнью иначе - мог бы стать известным юристом, адвокатом, публицистом, просветителем... Однако выбор был уже не в его власти - неутешительные наблюдения, сделанные в период становления личности над окружавшими его людьми, авторитет старшего брата, - революционера и цареубийцы, не пропали даром - мальчик рос с одной мыслю - однажды, спустя годы ссылок и тюрем, перевернуть ход мировой истории.
![]() |
|
Москва 25 мая 19 года. Ленин на параде войск всевобуча сидит на борту грузовика, с которого произносил речь |
С первых своих дней Советская Власть уже уделяла внимание тому, что бы фиксировать для благодарных потомков образы своих лидеров. В сумрачные времена "военного коммунизма" эта работа еще не была поставлена на широкую ногу, делалась она даже не в воспитательных целях, а просто из соображений исторической необходимости. Средствами драматургии и кинематографии еще не были созданы могучие образы вождей революции, изобразительное искусство еще не ступило на стезю социалистического реализма и с той поры время донесло до нас совсем немного - фотографии, отрывки кинохроники да несколько граммофонных записей. Так рождалась легенда.
По существу, история Страны Советов четко разделялась на несколько периодов и эти периоды по своей сути противоречили друг другу. Вместе с очередной переменой курса на пьедестал взлетали одни и низвергались другие. И только лишь имя Ленина все эти годы оставалось знаменем коммунизма, его немеркнущий образ был нетленен и всячески оберегался. Вечно живой Ильич всегда оказывался той палочкой-выручалочкой, которая неизменно спасала идеологов на очередном диалектическом витке. Ленина при его жизни менее других волновали вопросы его собственной популярности, возможно именно поэтому в последующем ему была отведена роль единственного незыблемого образа, способного идеологически цементировать гниющий фундамент административного государства. Его книжки переписывались, слова пересказывались и толковались сообразно потребностям текущего момента. Даже над его прахом был поставлен невиданный доселе эксперимент по искусственной мумификации.
Подавляющее большинство людей даже не отдавало отчета в том, что, поклоняясь Ильичу, они почитали его языческим божеством. Советское государство нещадно эксплуатировало имя и образ своего создателя. Доморщеные пропагандисты с явной нехваткой образования пополняли "лениниану" неповторимыми перлами, языческие заклинания, произносимые с трибун, временами начинали граничить с бредом. Имя Ленина надолго стало для многих верным пропуском "в большую жизнь". Дело Ленина "жило и побеждало", хотя к его собственным словам никто, в общем-то, давно уже не прислушивался. А жаль... Умнейший был человек!
Речь, записанная на граммофонной пластинке в 1919 году.
Пояснительный текст
Журнал
"Кругозор" №9 1969 г.
![]()
ПЕСНЯ ПРО СОВЕТСКИЙ АТОМ
29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне было осуществлено первое успешное испытание советской атомной бомбы. Так СССР включился в гонку вооружений на правах ядерной сверхдержавы. Следующий ядерный взрыв состоялся через два года – 24 сентября 1951 года. Атомная бомба перестала быть эксклюзивным оружием одной единственной капиталистической страны, инструментом ядерного шантажа. Теперь и Советский Союз мог при необходимости дать заокеанским партнерам достойный отпор.

Я часто говорю и пишу что советские песни сегодня можно с полным правом рассматривать в качестве документов эпохи, в которую они создавались. Общественно-политические события нередко находили в песнях свое отражение и новое воплощение. В конце 1951 года и деятели искусства откликнулись на ядерную тематику. Вано Мурадели и Сергей Михалков написали песню «Про советский атом», которая была опубликована газетой «Советское искусство» 1 декабря 1951 г. Газета сообщала о том, что это «солдатская песня». В том же месяце декабре была записана и патефонная пластинка под номером 20988. Песню исполнил Краснознаменный ансамбль им Александрова (солисты: В.Пучков и Г.Бабаев).
Песня про советский атом
Муз. В.Мурадели, Сл.С. Михалкова
Краснознаменный ансамбль, Солисты: В.Пучков и Г.Бабаев
(20988 - 1951 г.)
(Запись из собрания Константина Вершинина)
Полный каталог
записей сайта
"Виртуальная Фонотека" >>>

Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны
Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши
Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей
© Н.Кружков.
Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных
правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта
Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора
запрещается.