ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Из Истории Московских Сталинских высоток.

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

 

Дом на площади Восстания

 

Уважаемые читатели! Приведенные ниже тексты устарели, последний раз они редактировались в 2007 году.

Поскольку творческую работу я не прекращаю, то с актуальной версией можно ознакомиться в издании

"Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи" М. 2014

Наиболее свежая уточненная версия отдельных глав может быть доступна по запросу автору

 

Безусловно это - музей! Большой, гигантский музей, на каждом этаже которого живет множество человек. Ажурные аттики, украшающие ступенчатые крыши, скульптурные группы на фасаде - фигуры, символизирующие труд творчество и оборону расположенные на угловых пилонах первого этажа, мрамор лестниц - всю эту красоту трудно даже объять восхищенным взглядом, а не то, что затиснуть в глазок фотообъектива. Фотоснимки - лишь жалкое напоминание, которое способно разве только всколыхнуть в глубинах памяти сами воспоминания об увиденном.

 

 

Жилой дом на площади Восстания. Перспектива со стороны площади.
Член-корр. Акад. арх. СССР М.В.Посохин и арх. А.А.Мндоянц.
Сталинская премия 2 степени за 1948 год.

 

Кудринская площадь, дом 1
Среди прочих расхождений с макетом можно отметить наличие шпиля, добавленного по личному указанию И.В.Сталина

 

Приезжая в Москву, я каждый раз обязательно стараюсь придти в этот дом, и даже нет времени зайти внутрь, стараюсь просто пройти рядом. Посмотреть, что нового, как идут ремонтные работы. Жильцы нередко проявляют бдительность, останавливают, интересуются кто я такой и что мне здесь нужно. Это естественная реальность нашего времени и я каждый раз внутренне радуюсь за то, что они так поступают. Я не делаю секрета из причины своего прихода. Тем более, что против проявления исторического интереса никто до сих пор не возражал. Напротив, люди с которыми я разговаривал, были рады оказать посильную помощь.

 

 

Вестибюль подъезда бокового корпуса. Дверь на улицу.

 

Вестибюль подъезда бокового корпуса.
Мраморные колонны.

 

 

Вестибюль подъезда центрального корпуса.
Потолок и люстра.

 

Скульптуры на фасаде центрального корпуса.

 

 Этот дом - в чем-то зеркало эпохи, музей истории страны. Его так и называли - дом авиаторов. Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. Даже расположение боковых корпусов и основной вертикали здания создает впечатление, что смотришь на круто взмывающую в небо крылатую машину. Узнав, что я из Самары (бывает ведь и так - не в одной Московии ведь люди живут) одна пожилая женщина обрадовалась и сказала, что долго жила в Куйбышеве когда работала на авиационном заводе. Это приятное для всех нас обстоятельство придало разговору особую теплоту.

- "Ну и как вам Москва", - спросила меня она.

Что тут ответишь - много в теперешней Москве дерьма - невооруженным глазом его видно.

- "Город хороший" - отвечаю я, - "Но слишком сильно, наверно как нигде в России, видна степень социального неравенства между хозяевами новой жизни и остальными людьми, которых в столице очень много". Старушка качает головой а я продолжаю. "Сколько ни ругай советскую власть, но в прежние годы, мне кажется, такого никогда не было".

- "Да никогда не было! - искренне подтверждает она - "Но вы понимаете, большинство из тех, кому сегодня скупает Москву, как раз не москвичи. Большинство - это те, кто уже приехали сюда с деньгами, и деньги они привезли из своих городов. Можете себе представить, что это за люди и как они себя ведут... Как вам наш дом, нравится?"

- "Не то слово - это музей! Но, очевидно, для содержания такого музея необходимы средства. А судя по многим вещам как раз средств и не хватает".

- "Совершенно верно, вы правы. Денег сегодня ни на что не хватает. Около двадцати лет назад в нашем доме был капитальный ремонт. Должны были произвести замену всех инженерных систем. Но водяные стояки смогли поменять только выше пятнадцатого этажа, ниже не получилось - трубы там оказались замурованы. Так и с остальным! Жильцы поговаривали, что очень многое тогда ушло налево".

 

 

Закладные инженерные ниши. Вход через маленькие лакированные дверцы на каждом этаже. Когда-то каждая ниша освещалась, но лампочки и выключатели давно исчезли.

 

ПК- пожарный кран на 17 этаже. Кстати, совершенно исправный.

 

Годы перестроечной разрухи не прошли даром. На исправление всего, что было запущено за это время нужны средства и средства значительные. Отрадно видеть, что усилиями руководства управления ГУП ЭВАЖД стало возможным осуществить работы по обновлению покрытия шпиля, была отремонтирована крыша, произведена реставрация входных дверей и статуй. О том что уже сделано и что еще планируется сделать конечно нужно рассказывать отдельно - это тема для особого разговора.

К 850-летию Москвы была начата кампания по возвращению московским высоткам первоначального облика - решили подлатать и очистить от въевшейся за десятилетия пыли керамическую облицовку фасадов. Однако те косметические работы, которые сегодня все еще ведутся, не способны приостановить процессы износа инфраструктуры и конструкций зданий. Проблем добавляют и предприимчивые жильцы: кто-то вешает возле своих окон кондиционеры и спутниковые тарелки, другие перестраивают квартиры по собственному вкусу. При проектировании инженерной части здания было допущено несколько серьезных просчетов. Один из них в том, что люки мусоропроводов размещаются непосредственно в кухнях квартир. Сегодня многие жильцы предпочитают их замуровать и чистка мусоропроводов при образовании пробок порой превращается в настоящую проблему для обслуживающих здание сотрудников.

 

 

Рожковая люстра. Состояние светильников  на разных этажах различно - некоторые лишились своих плафонов.

 

Люстра малая.

 

Люди старшего поколения сетуют, что дом постепенно умирает. И в прямом и в переносном смысле. Уже ушли из жизни многие, кто заселился в него сразу после постройки и без этих людей величественный некогда дом становится похожим на призрак. Появляются новые жильцы, многие свободные квартиры сдаются и снять здесь жилье стоит примерно полторы тысячи долларов за месяц. В прежние годы на первом этаже размещался ресторан, великолепный гастроном, сберкасса. Сегодня их закрыли и неизменными посетителями точки общепита остаются лишь жирные крысы, выходящие погулять из многоярусных подвалов. Чтобы получить пенсию или купить хлеба пожилые люди проделывают трудную дорогу по улицам, заполненным непрерывно идущим автотранспортом. Большая жизнь постепенно уходит отсюда, а придет ли что то взамен нее еще неизвестно...

 

 

Холл. Двери в квартиры. Справа дверь на боковую лестницу.

 

Когда-то мраморные лестницы украшали красные ковровые дорожки.

 

Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками. Сегодня их нет, как нет на стенах и многих стильных бронзированных табличек с указанием этажей. Въезжающие жильцы уже начинают потихоньку заменять дубовые двухстворчатые двери с ажурными дверными ручками, врезать в них глазки видеонаблюдения. Пыльные рожковые люстры кое-где давно лишились матовых плафонов и торчащие из патронов лампочки тепло освещают дубовые лакированные рамы зеркал.

 

 

Холл. Зеркало в дубовой раме и дверь квартиры.

 

Холл. Дверь одной из квартир.

 

Дом, спроектированный в стиле "свадебного пирога", сужается кверху ступенями. Поэтому планировка этажей (и соответственно количество и метраж квартир) тоже меняется в зависимости от зоны этажности. Дом состоит из центрального и двух боковых корпусов. В каждом корпусе - свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах. Торцевые подъезды размещаются по сторонам крыльев и имеют по восемь этажей). Условно можно выделить четыре зоны этажности, каждая из которых простирается на несколько этажей 1: 2-8 этажи, 2: 9 - 14 этажи, 3: 15-17 этажи, и 4: 18 - 22 этажи. Планировки этажей внутри одной зоны чаще всего совпадают, хотя и не всегда. Это исключение, главным образом, касается верхней, четвертой этажной зоны.

 

 

Лестничная площадка 20-го этажа.

 

Лестничная площадка 19-го этажа.
Периметр здания постепенно сужается по мере увеличения этажности.

 

Каждая крыша - ступень, образующая на боковых корпусах уступы, оформленные в виде балконов, поедает около полуметра высоты. Поэтому при том, что в центральном высотном корпусе высота потолков на всех этажах одинакова, в боковых корпусах холлы например 14 этажа имеют меньшую высоту потолков. Поэтому там громоздкие люстры заменены на обычные лампочки, привернутые к потолку. Вообще 14 этаж в боковых корпусах задумывался как технический. Квартиры, высота потолков в которых ниже обычной, раньше сдавались для проживания сотрудникам дома. Сегодня их выкупают и приватизируют как и любые другие. На технических этажах размещаются и сугубо технические комнаты (слесарные и пр.), их узкие двери окрашены желтой краской . Все они закрыты, а некоторые даже опечатаны.

 

 

В холле четырнадцатого этажа бокового корпуса потолок на полметра ниже, чем на других этажах.

 

При попытке фотогра-фирования зеркал в этом доме, они отражают порой очень странные вещи...

 

Боковые корпуса значительно ниже центрального - будучи симметричными каждый из них имеет по 18 этажей. Так называемые переходы между корпусами ("тавровые" перемычки связывающие боковые корпуса с центральным) заняты квартирами. Проходов из боковых корпусов в центральный нет. Но из квартир, находящихся в этих частях здания, имеются выходы на аварийные лестницы. Аварийные лестничные площадки - это единственный путь, по которому можно через две смежные квартиры попасть из одного корпуса в другой. Лестницы эти никак не используются уже лет пятьдесят. По ширине лестничные марши в половину уже обычных парадных лестниц. На площадках исключительная чистота и порядок. Запасные лестницы спускаются до первого этажа и выходят непосредственно на улицу.

Перемычки между корпусами имеют высоту в 16 этажей. С семнадцатого этажа центрального корпуса есть выходы на крыши  перемычек между корпусами. Это двухстворчатые двери, оснащенные решетками и закрытые на висячие замки. На этих дверях я видел объявление, адресованное жильцам и подписанное дирекцией по эксплуатации высотных зданий. Жильцов просят не заменять самовольно замки на этих дверях.

 

 

Вид на шпиль с крыши перехода.

 

Аттик, завершающий верхние этажи бокового корпуса.

 

Именно эти крыши являются лучшим местом для того, что бы осмотреть ажурные аттики, венчающие боковые корпуса. Крыши боковых корпусов - это тоже балконы, однако выходы на них наглухо закрыты. Отсюда же можно лучше рассмотреть шпиль центрального корпуса. Вот эти огромные сводчатые оконные проемы непосредственно под шпилем - не что иное как смотровой периметр на 25 этаже. В свою очередь крыши боковых корпусов лучше всего видны с верхних этажей высотной части. Например из окна лестничной площадки между 22 и 23 этажами.

Отдельного рассказа заслуживают верхние этажи центрального корпуса.

Три скоростных лифта довозят до 22 этажа. По боковым лестницам можно подняться и выше. Двадцать третий этаж закрыт - когда то на него можно было зайти, о чем говорит наличие двустворных дверей со стеклами. Но дальше стоят обитые железом двери. К тому же двадцать третий этаж не имеет окон. Последний этаж - двадцать четвертый. Это технический этаж. Черная железная дверь закрыта на ключ. За этой дверью небольшой холл, где лежит пара разобранных лифтовых моторов. Здесь последняя остановка центрального скоростного лифта - на нем отсюда только вниз. Еще один совсем маленький грузовой лифт, дубовая дверь которого запирается на ключик, уходит вверх, к самому основанию шпиля. Что бы зайти в него, нужно нужно вскарабкаться на бетонную приступку высотой в три крутых ступени. Порог перед лифтовой шахтой выполнен в виде чугунной плиты с надписью "СССР МТМ ГУПТМАШ Московский завод "Подъемник" 1952 г" Этого лифта, как и самого шпиля не должно было быть. В пользу этого говорят публиковавшиеся эскизы здания. Говорят, что Сталин подъехав к дому сказал, что дом вышел куцым. Тогда "на ходу" приняли решение об устройстве шпиля, основанием которого послужила цилиндрическая башенка с окошками. С двадцать четвертого этажа вверх идет железная лестница. Таким образом внутри башенки получается еще несколько этажей. Заканчивается башенка выходом на верхнюю смотровую площадку, которая, естественно, тоже закрыта.

 

 
 

Верхняя часть центрального корпуса

   
 

Одна из четырех башенок венчающих смотровой периметр

 

Грузовой лифт на 24 этаже.

 

Дальше начинается непосредственно шпиль. Такая же металлическая лестница уходит вверх в темноту. Без хорошего фонаря там просто нечего делать. Кажется это уже выше 28 этажа...

На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж - это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки.

Смотровой периметр одновременно играет роль крыши. Пол выложен рубероидом, кое-где виднеются решетки водостоков. По углам смотровой периметр обрамлен четырьмя башенками с небольшими шпилями. В нишах арок размещены светильники, которые с наступлением темноты подсвечивают плоскости здания. Со смотровой площадки открываются замечательные виды Москвы. В ясную погоду очень отчетливо различимы неповторимые силуэты других высотных зданий – спутать с другими строениями их просто невозможно.

Обзор затрудняет то обстоятельство, что арки проемов имеют большую толщину. Из за этого виды Москвы можно осматривать исключительно фрагментами – подходя к окнам на разных сторонах периметра. При этом все проемы закрыты решетками, что является необходимой мерой предосторожности.

С двадцать шестого этажа тоже есть выход на галерею. Проход устроен по кромке внешней стены периметра. По углам этой прямоугольной галереи устроены четыре башенки. Внутри шпилей каждой из этих башенок есть полости - в них можно подняться по металлическим лестницам, приставленным к люкам снизу. Общий вид этих люков, а так же наросты голубиного помета на их краях дают основания думать, что ничего особо интересного внутри нет.

Заканчивая рассказ о высотке на Кудринской площади я хочу поблагодарить всех тех, кто оказывал мне содействие и помощь. Я постарался написать для них хороший, добрый материал. Мне бы хотелось, что бы люди с которыми я, так или иначе, общался посмотрели этот материал и поделились своим впечатлением. К сожалению, я понимаю, что не для всех из них это окажется возможным. Мое отдельное спасибо – работникам управления по эксплуатации высотных зданий.


СОДЕРЖАНИЕ:

Часть 1.
Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет "сталинского классицизма". Дворец Советов.

Часть 2. Архитектурный образ и «законы локомотива». Технология каркасного строительства. Решения планировок. Керамические фасады. Решения фундаментов.

Часть 3. Все Московские высотки были заложены в один день. Первые проекты Московских небоскребов были забракованы Сталиным. Папье-маше и литой камень.

Часть 4. Дом на Площади Восстания (фоторепортаж).

Часть 5. Municipal Building и другие, как зеркало мирового небоскребостроения и прообраз московских зданий.

Часть 6.
Здание в Зарядье (обзор проектного решения). Что потом? (Уроки высотного строительства в эпоху осуждения украшательства и архитектурных излишеств).

См. также другие материалы в разделе "Советская архитектура".

 

 

 

]

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.