ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
||||||||||||||||||
Из Истории Московских Сталинских высоток.
|
||||||||||||||||||
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
Кто в доме Хозяин?
Конечно, помимо экономической составляющей, строительство мегалитов всегда являлось отражением идеи и культуры той эпохи, в которую они строились, атрибутом гигантомании, которой страдают все могучие государства, одержимые идеей мирового господства. История строительства гигантских сооружений уходит своими корнями в глубокое прошлое. Начиная с библейских времен, "строительная гигантомания" присутствовала везде, где люди объединялась в сообщества, движимые идеями утверждения своего превосходства. Первым небоскребом в истории человечества была Вавилонская башня. Однако бог, смешав языки, указал людям - в своем желании залезь на небо они более темны и невежественны, нежели могущественны. Проект превратился в долгострой и не имел успеха. После этого люди строили пирамиды, дворцы, храмы - эти сооружения частенько носили культовый характер, однако причина, побуждавшая людей к этому строительству была одна - человеческое тщеславие, людская гордыня, желание утереть нос другим народам и их правителям, показать им "кузькину мать". В 20 веке этой болезнью переболели многие - Германия, в эпоху гитлеризма; СССР, после войны. Яркий пример - США в середине тридцатых. Тип высокого дома в современном представлении создала, несомненно, Америка, превратив европейский горизонтальный коридор в вертикальную шахту лифта, вокруг которого нанизаны ярусы этажей. Такой дом предназначается не для жилья, а для размещения центральных учреждений. Немало внимания авторы проектов уделяли и тому, что бы перещеголять высотой "соседей". Но и Москву не случайно называют Третьим Римом. В Советской стране идея небоскребостоения получила новое воплощение. Тавровая конструкция осей давала огромные преимущества в наличии света и воздуха по отношению к американскому башенному типу небоскреба. Это же обстоятельство делало их экономически менее выгодным. Решение задачи оптимизации было найдено в том, что наши пирамиды были не так высоки при сопоставимости внутренних объемов.
Municipal Building и другие, как зеркало мирового небоскребостроения и прообраз московских зданий.
Однако американские небоскребы оказали на образы московских гораздо большее влияние, нежели, кажется. Этот факт, конечно, широко не афишировался – советская пропаганда никогда не рекламировала западный градостроительный опыт, точно так же, как и западные архитектурные круги игнорировали работу советских зодчих.
В те годы СССР во многом негласно копировал США – мы очень хотели «догнать и перегнать Америку». Например, известно, что еще в начале тридцатых годов делегацию советских зодчих отправили в командировку по городам Америки, изучать архитектуру капитализма. Я полагаю, что это понадобилось из чисто практических соображений. Причин было несколько. Во-первых, именно в то время к утверждению готовился сталинский план реконструкции Москвы. Очевидно, на примере американских городов хотели изучить закономерности развития капиталистических мегаполисов, и соответственно, постараться избежать у нас градостроительных ошибок, которые делались в условиях хаотической застройки. В те же годы начиналось строительство и первого советского небоскреба – Дворца Советов, проектное решение которого никак не удавалось довести до ума. Во вторых, в то время уже было ясно, что буквально через несколько лет Москва обзаведется собственным метрополитеном. Западный опыт строительства подземки тоже был необходим. Тщательное критическое изучение метрополитенов Нью-Йорка и Парижа, которое предшествовало проектированию и строительству нашего метро, обеспечило возможность создания наиболее совершенного по тому времени сооружения. Л.М.Каганович 14 мая 1935 года говорил по этому поводу: "Мы берем из старой культуры все лучшее. Мы не выбрасываем капиталистической техники. Она – достояние всего человечества. Мы выбрасываем негодное, отметаем капиталистическое использование техники, то, что создает угнетателей и угнетенных, что создает поработителей и порабощенных, что создает рабов и господ. Но мы используем эту технику, что бы облегчить труд и жизнь человека, что бы помочь всей массе трудящихся, а не только богатым и родовитым, жить лучше, культурнее, богаче". Как известно, станции первой очереди московского метро строились неиндустриальным способом, что открывало практически неисчерпаемые возможности для архитектурного решения залов. Использование монолитного бетона позволило проектировать футляры пилонных станций в зависимости от архитектурного замысла. Самым ярким примером этого может служить вдохновленная классическим архитектурным стилем трехсводчатая трехзальная станция глубокого заложения «Красные ворота». Ее платформа заглублена на 32,8 метра. Здания классического советского стиля часто внешне были очень похожи на некоторые американские. Существенная разница состояла только в том, что они были значительно ниже. Причиной тому явились строгие советские строительные нормы! До начала строительства высотных зданий в Москве, у нас вообще отсутствовала практика возведения жилых и общественных зданий высотой свыше 10 этажей. Строительных норм на этот счет тоже никаких не существовало. Приходилось строить и проектировать параллельно. Ограничение по этажности напрямую было связано с двумя основными причинами: Во-первых, с более суровыми климатическими условиями в северной стране России, во-вторых, со сложной геологией московских грунтов. Я уже говорил, что Москва (в отличие от New-York и других американских мегаполисов, лежащих на континентальной базальтовой плите) была основана Юрием Долгоруким на болотах и торфяниках. В уже упоминавшейся мной статье Н.Соколова «Композиция высотных зданий» автор вносит ряд предложений и на этот счет: «Влияние климата должно сильно сказаться на устройстве окон. Потребуется создание нового, герметического металлического переплета. С другой стороны, сложная конструкция переплета может удорожить общую стоимость стены. При проектировании многоэтажных зданий должна быть учтена возможность устройства монолитных окон из прозрачной штампованной пластмассы, так же как устройство неоткрывающихся окон и специальных отверстий для индивидуального проветривания комнат. Такое проветривание не исключено при самых совершенных установках кондиционированного воздуха. Вопросы вентиляции, по всей вероятности, встанут тоже по-особому. Суровость климата может выдвинуть как главную задачу предупреждение слишком резкого и обильного перемещения воздуха в здании, особенно при открывании наружных, внутренних и междуэтажных дверей. С этой целью надо будет отказаться от расположения лестничных клеток по одной вертикали сверху до низу. Американцы в небоскребах полностью выключают лестницы из нормального обихода – со стороны лестницы даже нельзя открыть дверь – нет ручек. Этот опыт следует, конечно, использовать применительно к нашим зданиям». Автор статьи – светлая голова - еще 60 лет назад предлагал использовать стеклопакеты. Правда, в Московских высотках стеклопакетов не поставили, но вот предложенная конструкция лестниц действительно была реализована повсеместно. Вертикальные оси лестниц по мере возрастания зоны этажности смещаются ближе к центральной оси здания. В местах перехода из одной зоны в другую действительно установлены двери, препятствующие разгулу сквозняков. Факт влияния архитектурных образов американских высотных зданий на те, что были построены после войны в Москве, упоминается и в литературных источниках. Издания эти, естественно, иностранные (хотя идея и стилистика московских зданий толкуется в них не всегда верно). На Манхеттене существует здание, о котором нельзя не сказать. Это Municipal Building. На сайте http://www.emporis.com/ про него написано буквально следующее:
На мой взгляд в этой фразе много очевидных условностей и останавливаться я на них не буду. Она верна в том, что именно Municipal Building и московские высотные здания является по стилю наиболее схожими строениями. Об этом говорится и на стр.21 книги "Manhattan Skyscrapers" (Eric P. Nash, Princeton Architectural Press, NY 1999):
Это нужно прокомментировать. Когда речь идет о сходстве Московских высоток с небоскребами, например, Манхеттена, то, в первую очередь всегда говорят о сходстве с ними здания МГУ, поскольку оно является самым известным для иностранцев. О других московских домах, например на Котельниках или на Кудринке, обычно ничего не говорится. Все же я думаю, что в архитектуре Municipal Building имперское влияние заметно все же не столь сильно, сколь сильно заметно общее влияние классического наследия.
Наши небоскребы отличались от американских тем, что если в американских преобладали традиционные имперские черты, то эстетика наших решалась в советском классическом стиле. Советский классический стиль все же был менее имперским и имел свои неповторимые черты. До войны он был чуть более формальным, поскольку к началу тридцатых в силу господства в архитектуре СССР формалистических течений, их влияния избежать было невозможно. В тот период влияние имперского древне-римского стиля действительно было сильным. Это влияние в то время просто нечем было ослабить – русская классическая школа была забыта, а ее оставшихся приверженцев можно было пересчитать по пальцам. Если бы Дворец Советов был построен по довоенному проекту – это было бы чисто имперское сооружение. Еще один очень хороший пример - здание Библиотеки имени Ленина в Москве. Довоенные здания от этого всегда страдают меньшей функциональностью. Но к моменту начала послевоенного строительства, когда деятельность Академии Архитектуры по синтезу собственного архитектурного стиля, начала приносить свои результаты, советский классицизм все более обретает европейские черты, присущие архитектуре столиц старого света. Послевоенный советский классицизм сочетал в себе три основных стиля: имперский древнеримский, классический европейский и классический древнерусский. Элементы каждого из этих стилей в одинаковой степени присутствуют в московских высотных зданиях. Например, возьмем дом на площади Восстания: в древнеримском стиле выполнены скульптуры на ризалитах и парапеты. Вестибюли с витражами, мраморными колоннами и светильниками в форме канделябров – это чистой воды готика. А четыре остроконечные башенки вокруг шпиля – стилизованный образ куполов православного храма. На крышах боковых корпусов в этом же здании успешно соседствуют балюстрады с римскими обелисками и ажурные готические башенки, функционально играющие роль вентиляционных вытяжек.
Советский классический стиль мне представляется результатом творческого синтеза наиболее интересных архитектурных стилей, созданных человечеством на протяжении истории. Он был своего рода «архитектурным эсперанто». Этот стиль воплотился не только в высотных зданиях. Скажем, в Москве очень много зданий, отнюдь не высотных но построенных в советском классическом стиле. Это, например, застройка Кутузовского проспекта, а в Киеве – Крещатика... Общая стилистика и технология оформления была успешно перенесена и на высотные здания. Многие общие принципы оформления высотных зданий были, безусловно, позаимствованы на западе. Не случайно, все московские высотки выполнены в едином стиле, который ближе всего к стилю Муниципального здания. Впрочем, подтверждением самодостаточности советского архитектурного стиля является тот факт, что таких, скажем, шпилей, как у наших высоток, нет ни у одного нью-йоркского небоскрёба. Не удается их найти и в других городах США. Опять же с удовольствием обращаюсь к концептуальной статье Н.Соколова. Он по этому поводу пишет: «Американские небоскребы имеют, как правило, прямолинейно срезанные верх с плоской крышей. В отдельных случаях крыша бывает пирамидальной (Манхэттенский банк). Только рекламный небоскреб компании Зингер в Нью-Йорк имеет безобразное подобие купола. Небоскреб компании Крайслер так же увенчивается каким-то округленным завершением. Но при ближайшем ознакомлении это так же, оказывается, монументальная рекламная форма, напоминающая стоящие друг за другом автомобильные шины, которыми торгует компания. Очевидно, есть какие-то общие причины, не позволяющие зарубежным архитекторам использовать такую красивую и легкую форму, как купол. Между тем, купол, имеющий гармоничную структуру, очерченный новыми, совершенными математическими кривыми может дать прекраснейшее завершение если не главной, то боковым частям высотного здания». И вот теперь настало время объяснить последнее «белое пятно» цитаты из книги "Manhattan Skyscrapers" – «...и, что весьма странно для такого позднего времени, главный корпус МГУ (Руднев, Чернышов, Абросимов, Хряков 1949-53)». Я могу высказать предположение, что здесь автор книги показывает свое неважное знание истории развития советского архитектурного стиля. Как я уже рассказал, это не был имперский стиль «в чистом виде», он представлял собой довольно сложный сплав архитектурных стилей и понимание этого приходит по мере длительного разбора темы. В сходном стиле выполнено и Municipal Building. Что же это за такое позднее время, 1949-53 годы? Почему автор считает, что тут мы «отстали»? Этот вопрос можно сформулировать корректнее – почему же при том богатстве архитектурных форм, существовавших в западном высотном строительстве, наши инженеры избрали в качестве аналогов здания, построенные в начале века, «несущие на своем облике» отпечаток культуры цивилизации, стоящей на пороге первой мировой войны? Что вообще строили в Америке в середине 20 столетия.
Строительство каркаса Empire State Building в New York City. 1930 (Слева) Строительство каркаса гостиницы "Ленинградская" в Москве. 1951 (Справа)
Ответ будет неожиданным - для запада и для США, в частности, период между двумя мировыми войнами действительно был временем архитектурного кризиса. Разговор о его причинах выходит за рамки этого материала. Очевидно, технологический бум на рубеже 19-20 веков сделал возможными и невиданные прежде достижения в строительной сфере. Начало 20 века принесло качественный скачек – появилась каркасная технология. Господство технической мысли, превосходство ее над остальными сферами общественной жизни в то время явилось причиной своеобразного социально-культурного сдвига, когда подчеркнутую механистичность архитектурных решений принято было считалась благом. Подобные периоды отмечаются специалистами в культурах многих стран, для России, как ни странно, этот период по времени совпал с перестроечной смутой. Строительство все того же Municipal Building было завершено в New-York еще в 1914. Последним громким высотным «писком» стало, очевидно, здание Empire State Building, официально открытое в 1931 году. Но архитекторам уже тогда было ясно – это тупик. Дальше – только выше. Нужен был качественный скачек, которого ждали без малого 20 лет. Последним крупным довоенным небоскребом был United States Courthouse, строившееся в 1933-1936гг. Потом наступила длительная пауза. Можно предположить, что ее причиной стало начало Второй мировой войны и осложнение общей экономической ситуации в мире. После войны уже стал править бал так называемый "International style", известный образчик которого - 39 этажное здание секретариата ООН (Unied Nations Secretariat Building) (1947-53 гг.). В ход уже пошли стекло и бетон – получилось обезличенное строение, символизирующее торжество идей урбанизации. Первым послевоенным зданием, в котором отчетливо прослеживался этот стиль, был нью-йоркский небоскреб 100 Park Avenue (135 метров, 36 этажей), завершенный в 1949 году. Одно из последних зданий в этом стиле - Trump World Tower (2001г.) - просто очень узкая и длинная коробка из чёрного стекла, 262 метра высотой, 72 этажа, в которой к тому же находятся и жилые квартиры. Во время сильного ветра жильцов, наверное, укачивает. Вот и ответ на вопрос, почему советские инженеры приняли для строительства высотных зданий образы наиболее известных небоскребов Америки, построенных на несколько десятилетий раньше. Ничего более выразительного с тех пор просто не появилось. А поскольку идея «селективного отбора» достижений западной цивилизации для нужд народного хозяйства провозглашалась с самых высоких трибун, копировалось и применялось все самое лучшее и проверенное. И так, пришло время подвести итоги. Что же позаимствовали наши инженеры, а что внесли своего? Была позаимствована каркасная технология. Она была хорошо опробована в Соединенных Штатах еще до войны. Родиной стального каркаса считается Чикаго. В Нью-Йорке поначалу к этой новинке отнеслись с прохладцей и настороженностью. Первое Нью-Йоркское здание со стальным каркасом имело высоту 11 этажей. Когда его возведение близилось к концу, в городе случилась сильная буря. Собралась толпа народа, чтобы посмотреть, как новостройка рухнет под напорами ветра. В это время автор проекта вскарабкался на самый верх своего творения и потом, спустившись, с удовлетворением говорил, что, несмотря на бурю, конструкция была «прочной как скала».
Municipal Building (слева) действительно отдаленно напоминает здание МГУ (справа).
Были позаимствованы определенные архитектурные образы конкретных зданий. Причем говорить можно о копировании Нью-Йоркской архитектурной школы, традиции Чикагской несколько отличаются. Если уж слишком обобщать, то можно сказать, что некоторые из московских зданий имеет свой американский аналог. Безусловно, речь идет о сходстве отдаленном, о таком которое угадывается с определенных ракурсов. Фасад Municipal Building действительно имеет нечто общее с фасадом МГУ, хотя в объемной части здания различны. Woolworth Building является отдаленным аналогом здания МИД на Смоленской площади. Именно это здание имеет пропорциональный шпиль и сходный узкий двор-колодец с тыльной стороны. Кливлендский небоскреб Terminal Tower в его высотной части больше всего напоминает дом на Площади Восстания. В качестве аналога гостиницы «Ленинградская» приходит на память United States Courthouse, 1936 года, которое расположено рядом с Municipal Building. Правда, у него золочёная крыша и нет длинного шпиля. Это здание было последним творением К. Гилберта, автора Woolworth Building, строительство было завершено уже через два года после его кончины.
Terminal Tower в Кливленде (слева) в высотной части похож на Дом у московского зоопарка (справа).
Была позаимствована технология облицовки зданий терракотовой (керамической) плиткой. На производство такой плитки были переоборудованы мощности многих керамических заводов. Плитку стали применять везде, где только можно, часто без учета механических свойств материала основной кладки. Плитка, имевшая ничтожно малый коэффициент сжатия, начала повсеместно отваливаться там, где основная кладка давала усадку под воздействием механических и температурных нагрузок. Суровый российский климат и здесь показал себя.
Woolworth Building (справа) - очевидно дальний родственник здания МИД на Смоленской площади (слева).
Вот пожалуй и все. Все остальное, что вы увидите на московских высотках – это уже наше, отечественное. Конечно, нашим инженерам пришлось решать проблемы связанные с устройством коробчатых (плавающих) фундаментов, с отоплением высотных строений в зимнее время, с конструкцией шпилей и способом закрепления социалистических символов на них. Оборудование подвалов – это тоже отдельная большая тема, которая обязательно дождется своего времени. Лет десять назад в Самаре рассекретили маленький объектик, так называемый «бункер Сталина», и сделали там музей ГО. Когда я в него ходил, студентов пускали за 3 рубля, взрослых - за 9. Какой «Музей ГО» можно было бы устроить в подвале хотя бы одной московской высотки! Показывать подвалы за баксы тем же американцам, рассказывать, как мы готовились к противостоянию с их страной. И тратить эти деньги на содержание наших же памятников архитектуры! Десятки и сотни тысяч долларов ежегодно расходуются на содержание любого американского небоскреба. Расходы на обслуживание такого здания за несколько лет сравниваются с его первоначальной стоимостью. Как грустно, что наше национальное духовное богатство мы с лихвой уравниваем нищетой материальной, часто доверяя свою судьбу проходимцам и казнокрадам. Нынешняя градостроительная политика, проводимая, в частности, в Москве, как в самом богатом городе России, развивается по самому негодному сценарию, который был популярен одно время в Америке, и который никогда бы не был принят ни одной европейской столицей. В любой европейской стране знают, что сохранять и реконструировать исторические здания, не разрушая их, это не просто сохранять часть своей истории. Это элементарно дешевле. Дешевле для казны и для граждан. Тот строительный бум, который сегодня захлестнул столицу, иногда сравнивают по масштабам со сталинским планом реконструкции Москвы. Новую пеструю архитектуру пытаются сравнивать со сталинской. Однако это не правильно! Когда Сталин ломал и перестраивал ветхую Москву у него были на то веские причины. На протяжении трехсот лет российской истории Москва не являлась столицей. В качестве европейской столицы России развивался Петербург. Когда через 300 лет власть большевиков вернулась в Кремль, Москва, как город лишенный развитой инфраструктуры, не могла взять на себя функции главного города страны. Заложенная в сталинские годы инфраструктура - системы электроснабжения, водоснабжения, транспортные магистрали мы с успехом эксплуатируем и сегодня. Все это создавалось на многие годы. Если чиновник воровал или брал взятку его расстреливали, как врага. Поэтому сталинский план реконструкции и то, что мы наблюдаем сегодня - никак не одно и тоже.
Empire State Building.
Самым известным в мире небоскребом является Empire State Building. Вплоть до 1972 года он считался и самым высоким в мире (вместе со шпилем имел высоту 443,5 метров, без шпиля – 381 метр). Его строительство началось 17 марта 1930 года. Официально Empire State Building был открыт президентом Гербертом Гувером 1 мая 1931. Здание, насчитывающее 102 этажа было спроектировано архитекторами фирмы Shreve, Lamb & Harmon Associates. Строился Empire State Building самым что ни есть каркасным способом. Сегодня мы можем говорить об этом благодаря серии фотографий, сделанных человеком по имени Lewis Wickes Hine. Коллекцию его работ, посвященных этому строительству 1930-1931 годов можно посмотреть тут. Мастерски сделанные фотографии позволяют нам сегодня в деталях рассмотреть особенности каркасной технологии строительства. Те кто смотрел старый Советский фильм "Верные друзья" возможно помнит, как выглядела строительная площадка Московского небоскреба. Кто не помнит или не видел этого фильма пусть поверит мне на слово - точно так же.
Строительство
Empire State Building. На большинстве снимков
Empire State Building являлся самым известным в мире высотным зданием не только по причине своей рекордной высоты. Хитроумные Голливудские продюсеры и тут не упустили случая сделать деньги из ничего: его фантастической популярности способствовала культовая "страшилка" 30-х годов под названием "King Kong". Действия фильма развиваются, понятное дело, в Нью-Йорке. Гигантских размеров обезьяна, вырвавшись на свободу, бегает по городу и крушит все на своем пути. В конце концов, волей сценариста, Чита взбирается на вершину небоскреба, где какое-то время еще отмахивается от самолетов, а потом падает вниз, сраженная прицельным огнем пилотов-ассов.
В основной своей массе, Советские люди не имели возможности ни побывать в Америке, ни посмотреть этот незатейливый, по теперешнему времени, фильм. По этому никаких "нездоровых" побочных ассоциаций при виде небоскребов на улицах столицы у них не возникало. Парадокс истории состоит в том, что с советское время этот фильм демонстрировался в одном единственном кинотеатре под названием "Иллюзион". Размещается этот кинотеатр в Москве, в 32-х этажном доме на Котельнической набережной.
Сегодня Empire State Building - одно из главных достопримечательностей Нью-Йорка, которое посещают около 3,5 миллиона человек в год. Занимают его, в основном, офисы различных компаний и фирм. С момента открытия для посетителей в 1931 году смотровой площадки на 86 этаже (320 метров) почти 100 миллионов посетителей имели возможность любоваться Манхеттеном и его окрестностями. Доставка посетителей наверх производится с помощью высокоскоростных автоматических лифтов. Это удовольствие, конечно, не бесплатное. Для взрослых - $9.00, для пенсионеров и военных - $7.00 и $4.00 для детей 5-11 лет. Кроме того, в здании есть 2 ресторана, бар, почта, аптека, магазины, два банка, одним словом все, что может пригодиться в суровых условиях ночной ресторанной жизни. За несколько лишних «зеленых рублей» туристические фирмы готовы преложить вам групповые туры по зданию. Туристам доступны книги и сувениры. Ввиду ограниченной вместимости 102 этаж башни был закрыт для посещений широкой общественностью.
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
|