ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Николай Кружков

Евроремонт по-советски или гибель Большой архитектуры?!

(В середине XX века советские строители знали что такое ГИПСОКАРТОН)
 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

Мы знаем, что прогресс - это такой процесс, который в различных странах может идти параллельно. Я докажу вам, что к началу пятидесятых годов двадцатого века советская строительная техника по своему уровню развития не отставала от уровня развития строительной техники в ведущих зарубежных странах. Например, советские строители уже к 1953 году на практике знали, что такое гипсокартон, ученые вели исследования в области проектирования сборных фасадов и оконных стеклопакетов, пригодных для эксплуатации в наших климатических условиях. К сожалению, в 1954 году в период начала государственной кампании по борьбе с излишествами в архитектуре и строительстве, многие из этих разработок были прекращены. Таким образом, было допущено значительное отставание от запада, выразившееся сегодня в серьезных теоретических пробелах. Очевидно, это положение вещей исправить нам, жителям России, не удастся еще очень и очень долго.

Меня нередко упрекают в предвзятости, в желании доказать, будто все советское было всегда заведомо лучше. У каждого из нас есть свои взгляды и каждый старается их придерживаться. Это нормально и правильно. Отнюдь не все советское и далеко не всегда было хорошим, так же как отнюдь не всегда хорошо все американское, английское или немецкое. У каждой культуры свои взлеты и падения, свои шедевры и свои черные страницы. Я понимаю это, и как последовательный интернационалист уважаю историю и культуру других народов. И оттого я тем более не могу оставаться спокойным, когда сталкиваюсь с демонстрацией неуважения к историческим и культурным ценностям своей собственной страны. (не этой страны, как сейчас стало модно говорить, а своей)! Просто по тому, что нельзя гадить там, где родился, где вырос и где живешь. Это очень просто.

 

 

Предыстория:

 

Свой рассказ я хотел бы начать с небольшой истории. Те, кому она покажется скучной, могут ее пропустить. Давным-давно, в те годы, когда я еще трудился на строительстве, произошел такой случай. Некая серьезная фирма выкупила первый этаж пятиэтажного жилого дома с намереньем перепланировать его под свой офис. Это был красивый замечательный сталинский дом, который находится в районе улицы Физкультурной города Самары. На первом этаже располагались обычные жилые квартиры, в которых проживали пенсионеры, местные алкоголики и прочие, как сейчас принято говорить, социально-неадаптированные граждане. Благополучно расселяя одну квартиру за другой, фирма приступила к перепланировке и капитальному ремонту помещений. Наша (то есть и непосредственно моя) задача состояла в том, чтобы обеспечить строящийся офис всеми требуемыми видами сетей и коммуникаций: телефонной, телевизионной, электрической и структурированной кабельной системой.

Что сказать про стройку?! Очевидно, это как в науке, путь к большим открытиям всегда начинается с мытья пробирок. Это только менеджеры в белых воротничках, которые привыкли считать чужие деньги, пафосно рассуждают о том, сколь высоки и интеллектуальны современные технологии. А копать кто будет? В любом современном хайтеке предостаточно обезьяньей работы. Обезьяньей – в самом прямом смысле слова. В то время я любил перебирать в памяти количество полученных мной в разные годы образований – где, когда и чему я уже выучился. К тому моменту стало уже ясно, что ученые местного покроя окончательно «прокатили» меня с защитой диссертации, и профессиональную отдушину я находил в том, что время от времени пописывал статьи на темы интеллектуализации недвижимости для разных строительных изданий города. В канун третьего тысячелетия эта тема воспринималась неплохо!

Все это я вспоминаю для того, что бы читатель верно понял мой дальнейший рассказ. Дело в том, что и в тот период моя пытливая мысль не теряла времени даром. Пользуясь случаем, я в тонкостях изучил технологию работы с гипсокартоном. На строительстве офиса мы работали параллельно с бригадой строителей. Строители ломали перегородки, пробивали арки в капитальных стенах, мы же, следом за ними прыгая по стремянкам как мартышки, растягивали силовые и слаботочные провода, крепили их по всем правилам к несущим конструкциям. Иногда наши волосы делались седыми от побелки. После того как кабели разводились по помещениям, строители обшивали стены листами гипсокартона, шпаклевали, красили, а потом снова приступали мы и выполняли чистовые операции – устанавливали розеточные модули, ставили электроавтоматику. Напуганные бабушки, которых мы время от времени встречали на лестнице, ворчали на нас, что мы опутаем их дом проводами и спалим его как Останкинскую телебашню, которая сгорела как раз в том памятном году.

По требованию заказчиков строители оставляли в их будущем офисе только несущие стены. Межкомнатные перегородки ломались, это позволяло увеличить реальную площадь комнат. Впрочем, в одном месте такую перегородку все же сохранили, и участок кабельной трассы нам следовало проложить по ней. За время работы инсталлятором я просверлил, очевидно, не одну тысячу отверстий в самых различных материалах: в бетоне, в кирпиче, в оштукатуренном дереве (последнее представляется очень мерзким сочетанием). Постучав по стене, я научился безошибочно определять на слух, с каким материалом придется иметь дело и какой вид инструмента следует использовать. Перехватив электродрель, я начал сверлить отверстие под крепеж. В одну секунду почти без звука победитовое сверло нырнуло в толщу стены как в пластилин… Перегородка оказалась гипсовой, а из отверстия посыпался черный порошок. Странно, а по звуку стена показалась мне фанерной… И что это из нее сыплется? Я в недоумении поднял голову. Не может быть! Это… гипсокартон!

 

Расследование:

 

Пораженный неожиданным открытием я смотрел на стены, которые простояли 50 лет. Здесь не могло быть никаких современных перепланировок и или евроремонтов – об этом красноречиво свидетельствовал интерьер запущенного жилища. С этого момента тема советского гипсокартона завладела мной на многое годы.

Все мои попытки выяснить у специалистов что это за материал оканчивались неудачей. Мои разговоры с ними напоминали больше диалоги глухих или сумасшедших.

 

- Вы знаете, что в пятидесятых годах советские строители уже применяли гипсокартоновые плиты?

- Да ну что вы! Нет, конечно… (Улыбается)

- Так вот они их использовали!

- Как же такое могло быть?

- Очевидно их выпускали на заводах…

- Да нет, это был не гипсокартон.

- А что?

- Что-то другое!

- Но ведь я его видел своими глазами!

- Думаю, вам это показалось.

- Спасибо.

 

Нужно искать факты! А не разговоры разговаривать с "остепененной" профессурой. И тогда я занялся поисками. И конечно ничего не нашел! Наверно не нашел потому что я двинулся по предсказуемому пути. По тому же пути, по которому в принципе могли бы ходить и другие люди. И как это нередко бывает, прошли многие годы, прежде чем случай привел меня в то самое место.

Однажды, отпросившись после обеда с работы, я направился в одно книгохранилище, где давно уже не был и куда хотел заглянуть. Доступ туда, к слову, весьма ограничен, и потому я старался использовать всякую возможность посидеть там лишний раз. Не могу сказать, что я искал что-то конкретное. Просто раз за разом просматривал стеллажи с книгами, обращая внимание на названия, фамилии авторов, а главное год издания. В итоге за день такого поиска я отбирал порядка 5-7 книжек, которые представляли для меня реальный практический интерес.

Меня привлекают старые книги. Для меня старые книги - это примерно до 1955 года издания. В то время литература издавалась не так, как потом. И барахла почти не выходило, потому что за каждое печатное слово следовал строгий спрос, и культура издания соответственно была на порядок выше. Да и просто - люди думали, что пишут, ведь «зверская сталинская цензура» спуска халтурщикам не давала. Сколько хороших интересных книжек, сколько блестящих монографий по самым различным областям знаний было издано в то "чудовищное" время в СССР! Конечно же этому есть логичное объяснение. Ведь люди, писавшие их, были «крепостными», они не могли писать то, что думали. Ну кто и где достанет эту несчастную книжку, когда помещения российских библиотечных фондов давно обрушились и затоплены канализацией! Дескать, мало ли что написал там «лично запуганный» тираном автор! Но вот на такой-то странице, в такой-то строке несчастный вдруг проговаривается, выдавая свое подлинное душевное состояние…

Короче я люблю старые книги! Жаль, что их остается все меньше и меньше, тем обиднее, что целенаправленная деятельность российских учреждений культуры прямо введет к их полному уничтожению. В тот день я прошелся по стеллажу «с искусством», а потом перешел на стеллаж «со строительством». «Ничего уже нет там хорошего» - махнула рукой хранительница фонда. Я почему-то решил проверить. На глаза попалась потрепанная книжка в синем картонном переплете. Свердловское книжное издательство - «Конструкции и детали из гипса в поточно-скоростном строительстве» 1953 год. В памяти всплыло, что при строительстве высотных зданий применялись сборные межкомнатные перегородки из гипсовых блоков. Торопясь листаю книжку, надеясь увидеть мелькнувший среди страниц силуэт МГУ. Ничего похожего. Жаль. И вдруг.., я даже не сразу понял, что это было. Я уже и думать про такое забыл! Под заголовком «Некоторые примеры из новейшей практики» красовалось действительно сногсшибательное фото. Двое опрятно одетых мужчин в кепках держат в руках знакомый до боли бренд под оригинальным названием «Лист гипсовой сухой штукатурки с наружной оболочкой из картона»!

 

 

Наконец книжка у меня! Много у меня накопилось вопросов, на которые уже никто очевидно никогда не ответит. А вот теперь одним таким стало меньше! И это здорово, потому что одна хорошо решенная задача стоит наверное двадцати нерешенных.

 

 

Материалы:

(Цитируется по книге А.А.Антипина «Конструкции и детали из гипса в поточно-скоростном строительстве» - Свердловск, 1953 г.)

 

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ НОВЕЙШЕЙ ПРАКТИКИ

В настоящее время в московском строительстве широко применяется гипсовая листовая штукатурка, толщиной 10—12 мм, оклеенная с обеих сторон картоном. Картон, оклеивающий гипсовый сердечник, имеет толщину 0,7—1,0 мм и предел прочности на растяжение не менее 2,5 кг/мм2. Картон выполняет роль арматуры листа. Благодаря картону гипсовые листы сухой штукатурки легко перевозятся и являются настолько гибкими, что позволяют облицовывать ими цилиндрические поверхности (рис. 167).

 

Рис 167. Листы гипсовой сухой штукатурки с наружной оболочкой из картона.

Фото на стр. 223.

 

Изготовляется такая штукатурка на специальных формовочных машинах, из которых выходит непрерывной лентой, разрезается, сушится и поступает на склад. Влажность сухой штукатурки, выходящей из сушилки, составляет 1,5—2,0 проц. Наиболее распространенные размеры листов сухой штукатурки: длина — 2700, 2900 и 3300 мм, ширина — 1200 мм, толщина—10 мм. Вес 1 м2 штукатурки 9,5—10 кг. Действующие в настоящее время заводы ежегодно выпускают миллионы квадратных метров такой штукатурки.

В жилищном строительстве в Москве листами гипсовой сухой штукатурки - облицовываются с внутренней стороны наружные кирпичные стены, перегородки и потолки.

 

Рис. 168. Крепление листовой штукатурки к кирпичным стенам по деревянному каркасу.

 1 — кирпичная стена;
2 — места пробок;
3 — стыковые рейки сечением 80x25 мм;
4 — промежуточные рейки сечением 40Х25 мм;
5 — верхняя поперечная рейка сечением 80х25 мм;
6 — нижняя поперечная рейка сечением 80X25 мм;
7 — сухая
листовая штукатурка.

 

При облицовке наружных стен листы штукатурки нашиваются гвоздями по реечному каркасу (рис. 168) или крепятся к штукатурным полосам (маякам) на клеющей мастике (рис. 169).

 

Рис. 169. Крепление листовой штукатурки на мастику.

Слева — схема маячных каркасов сплошными полосами;
Справа — маяки с прерывистыми промежуточными полосами.

 

Из листов гипсовой штукатурки изготовляются сборные внутренние карнизы и плафоны потолков путем склейки между собой отдельных полос, нарезанных по размеру. На рис. 170 приведены примеры устройства сборных карнизов, изготовленных из листовой штукатурки и гипсовых лепных деталей.

 

Рис. 170. Устройство сборных карнизов.

 

С применением листовой гипсовой штукатурки получили широкое использование такие новые прогрессивные конструкции, как внутренние перегородки по деревянному каркасу с заполнением между листами гипсошлакобетоном. Такие перегородки капитальны, гвоздимы и удовлетворяют требованиям звукоизоляции. Конструкция перегородок приводится на рис. 171.

 

Рис.  171. Конструкция перегородок из гипсовых листов сухой штукатурки по каркасу с заполнением гипсошлакобетоном.

1 — гипсовые листы;
2 — каркас из деревянных брусков;
3 — гипсошлакобетон;
4 — подрезанные листы;
5 — окна для заполнения гипсошлакобетоном.

 

Благодаря применению на передовых московских стройках гипсовой сухой штукатурки, удалось достигнуть большого сокращения сроков отделочных работ. Так, на строительстве семиэтажного корпуса № 55 на Песчанкой улице с общей жилой площадью 2900 м2 и с магазинами в первом этаже все отделочные работы, включая и устройство перегородок, были закончены за 38 дней, а строительство всего корпуса продолжалось пять с половиной месяцев.

Признавая прогрессивное значение применения гипсовой листовой штукатурки для дальнейшей индустриализации строительства, мы, однако, хотели бы отметить, что целесообразность обшивки такими листами наружных стен вызывает сомнение по следующим причинам.

Крепление листов сухой штукатурки по первому способу, то есть нашивка листов гвоздями по деревянному каркасу, требует значительного количества древесины и вызывает потерю площади помещений на величину относа до 4 проц. Самый существенный недостаток этого способа — пустые сквозные пространства между основанием и листами обшивки, ухудшающие условия эксплуатации.

Стоимость работ при гвоздевом методе крепления поданным канд. Архитектурных наук М.А.Крестова достигает 8 руб. /мг, в том  числе  стоимость выравнивающего каркаса — 6 руб/м2.

При втором способе, когда листовая штукатурка приклеивается прямо к поверхности основания, эти недостатки в значительной степени исключаются. Но для этого требуются идеально ровные поверхности стен. Допустимое максимальное отклонение вертикальной плоскости стены или горизонтальной плоскости потолка в пределах одной комнаты может быть не более 10 мм, что при производстве работ трудно выполнить. Площадь приклейки по отношению ко всей площади листовой штукатурки составляет примерно 10—15 проц. Потеря площади комнат снижается почти в два раза (в среднем 2 проц.).

Этот способ значительно лучше первого, но все же самые существенные недостатки — пустые пространства за листами штукатурки — характерны и для этого способа.

Кроме того, при обоих способах ввиду невозможности создания замкнутых воздушных прослоек такая конструкция сухой штукатурки не может включаться в теплотехнический расчет.

Технико-экономические подсчеты показывают, что стоимость наружных стен, выполненных с облицовкой гипсовыми плитами (неоклеенными картоном), установленных без деревянного каркаса и с уменьшением толщины стены, по сравнению со стоимостью стен, облицованных гипсовой листовой штукатуркой, оклеенной картоном и монтируемой по деревянному каркасу,— ниже в два-три раза.

Что касается применения листовой штукатурки в конструкциях перегородки с заполнением между листами гипсошлакобетоном, то оно заслуживает широкого распространения, так как в этом случае получается прочная, звуконепроницаемая, сплошная огнестойкая конструкция...

В последнее время на основе применения гипсовой листовой штукатурки и гипсошлакобетона лауреатами Сталинских премий Н.Поповым, В.Светличным, В.Лагутенко и В.Галицким разработаны новые прогрессивные конструкции облегченных кирпичных стен для зданий высотой в 12 этажей.

В этих конструкциях кладка стен выполняется из высокопрочного кирпича марки «150» на растворе марки «100» с армированием металлическими сетками. Авторам удалось получить толщину наружных несущих кирпичных стен для четырех нижних этажей — в два кирпича, средних четырех этажей — в полтора кирпича и для верхних четырех этажей — в один кирпич, с устройством пилястр в местах опирания прогонов междуэтажных перекрытий.

Для восполнения необходимой теплоизоляции, а также для внедрения сухих способов отделки стены с внутренней стороны облицовываются по деревянному каркасу листами гипсовой штукатурки, а внутреннее пространство между кирпичной кладкой и листами заполняется гипсошлакобетоном. Конструкции таких стен приводятся на рис. 172 (а и б). Внедрение их в строительство позволяет значительно сократить расход кирпича, на­много уменьшить вес стен, ускорить темпы и снизить стоимость строительства.

 

Рис. 172. Облегченные кирпичные стены для зданий высотой в 12 этажей.

1 —разрез по окну;
2 — разрез по простенку;
3 — сечение стены для верхних четырех этажей;
4 — сечение стены для средних четырех этажей;
 5 — сечение стены для нижних четырех этажей

 

Гипсовые конструкции в современном строительстве получают все более и более широкое внедрение. Из гипсобетона на передовых московских стройках в настоящее время изготовляют сборные крупнопанельные конструкции перегородок, размером на целую комнату.

Опыт применения таких перегородок на стройках треста Центростанкострой (Газета «Московский строитель», 1952,  15 апреля.) показал, что они могут изготовляться непосредственно на строительной площадке  и монтироваться башенным краном одновременно с кладкой стен, поэтажно. На рис. 173 представлен момент, когда крупнопанельная гипсовая перегородка поднимается краном на место укладки.

 

Рис.  173. Крупнопанельная гипсовая перегородка размером
 на целую комнату, монтируется с помощью крана.

 

Такие крупные панели для перегородок можно изготовлять и на горизонтальных площадках-стендах (неподвижных или подвижных).

В настоящее время трест Центростанкострой для производства перегородок на новых стройках проектирует передвижные вертикальные формы со смесительно-дозировочной установкой и сушилкой.

Оборудование таких установок будет доступно любой строительной площадке. Производительность установки может быть такой, что через каждые 20—30 минут отлитые крупные панели будут освобождаться от формы. Например, на одной установке на две формы (с неподвижной, стенкой посредине) возможно изготовить за сутки в три смены 50 панелей.

Отлитые панели на вертикальных формах имеют с обеих сторон гладкие поверхности, которые тотчас после установки на место возможно обрабатывать шпаклевкой и через два-три дня красить. Такие перегородки гвоздимы и обеспечивают хорошую звукоизоляцию. Современная техно­логия позволяет изготовлять их полностью водоустойчивыми и без видимых пластических деформаций. Они могут быть самонесущими или опираться на несущий каркас здания, освобождая перекрытие от нагрузок.

 

Рис. 174. Схема установки для изготовления крупно­панельных перегородок.

1 — стенд для изготовления перегородок;
2 — калориферная установка;
   3 — растворомешалка емкостью 325 л;
4 — бункер для наполнителя;
5 — бункер для вяжущего.

 

По аналогии с крупнопанельными перегородками в тресте Центростанкострой налаживается изготовление из гипсобетона стеновых панелей, раз­мером также на целую комнату для теплоизоляции облегченных кирпичных стен указанной выше конструкции в многоэтажном строительстве, а также в качестве основной несущей конструкции для стен высотой в один-два этажа.

Технико-экономические показатели крупнопанельных гипсовых перегородок по сравнению с технико-экономическими показателями деревянных перегородок, устраиваемых на месте, приведены в таблице 44.

 

 

 

Скромный комментарий автора сайта:

 

И так... Прежде всего, обращаясь к началу этого материала следует сказать, что фраза "В настоящее время..." естественно относится к тому времени, когда была издана книга, то есть к 1953 году.

Безусловно в различных городах градостроительная ситуация развивалась по разному. Поскольку я являюсь жителем Самары, то немного знаком с историей своего города. Вопросы развития городской среды неразрывно связаны с вопросами городского быта. Сегодня большое количество наших местных историков занято проблемой поиска "светлых", так сказать, пятен в истории дореволюционной Самары. Одно время интересовался этим и я. Если сегодня грубо суммировать мои собственные познания о тогдашнем самарском быте, то приходиться признать, что в нашем городе при царе-батюшке не было ни достойного образования, ни науки, ни очагов настоящей культуры. Размышления об истории города станут материалом для одного из следующих исследований. Пока же я скажу, что между Самарой дореволюционной (Куйбышевом довоенным) и Куйбышевом послевоенным есть огромная разница. Именно после войны в нашем городе появилась и настоящая культурная жизнь и серьезное оборонное производство самого широкого спектра. Достаточно сказать, что ракетоносители "Прогресс" собираются здесь. Судьба других заводов и объединений сложилась менее успешно, он них я писал в материале про Аллею трудовой славы.

В минувшем 1953 году многие трудящиеся города Куйбышева справили новоселье.
Они получили благоустроенные квартиры во вновь отстроенных домах.
На снимке: Новые жилые дома на Физкультурной улице Кировского района.

Фото из газеты "Волжская коммуна" 1 января 1954 г.

 

Если говорить о послевоенном периоде, то в г.Куйбышеве он был отмечен очень активным строительством. При этом облик старой части города не изменился, однако в районе размещения эвакуированных предприятий возникли целые благоустроенные районы. В новые дома переселялись работники заводов, жившие в бараках. Неузнаваемо изменились районы Кировский и Металлург. Районы улиц Победы и Физкультурной являются образцовыми примерами гармоничной многоквартальной застройки. А в 1953 году был опубликован новый генеральный план города, который должен был стать программой его комплексного развития. Хотя жизнь распорядилась иначе. То, что происходило начиная с 1954 года с точки зрения историка и архитектора может быть расценено не иначе как градостроительное преступление. Несмотря на то, что основные положения генерального плана были в общем реализованы, а именно был благоустроен берег Волги и пробиты основные транспортные магистрали, городская среда лишилась сети градообразующих узлов, отсутствие которых особенно тяжело ощущается сегодня, когда мы наблюдаем массовое беспорядочное строительство в старой части Самары.

 

Весна 2005 во дворе на ул. Физкультурной.

 

Главным аргументом вершителей судеб архитектурных доминант было то, что строить их дорого. Всегда ли это так? Действительно, скажем, высотка МГУ недешево обошлось советскому народу. Но и здание это не было рядовым. Ну а каких затрат (в масштабах такого промышленного центра, как Куйбышев) могла бы стоить, например, маленькая десятиэтажная башенка с поэтичным названием "Голубка"?

Я не хочу много рассуждать об очевидных вещах. Приведя полностью материал о советском гипсокартоне я хотел показать читателям, что вопросы дешевизны строительства интересовали строительную науку еще до прихода к власти Хрущева. Были и эксперименты, были и решения. Случалось, что эти решения основывались на результатах анализа зарубежного опыта - западный рынок всегда предлагал потребителю спектр возможностей исходя из размеров его кошелька.

 

Алебастровый завод. Производство гипсоволокнистых перегородочных плит. Москва

Советская архитектура 1917-1957. Раздел "строительная индустрия".

 

Архитектура - это архитектура, технология - это технология. Это разные вещи. При этом самые выдающиеся архитекторы в истории всегда являлись и превосходными технологами-конструкторами. На стыке двух наук этим высокообразованным людям удавалось находить решения, поражавшие мир своей простотой и изяществом. Но таких талантов были единицы, их нельзя было "вырабатывать" на фабрике поточным методом. Следовательно в обычной в работе архитектор должен ежедневно идти рука об руку с инженером. Этот творческий союз позволяет избежать как опасного ухода в архитектуру ради архитектуры, так и скатываться до голого прагматичного функционализма. И хороший инженер всегда может помочь архитектору найти решения той или иной архитектурной задачи. К 1953 году индустриальное строительство в СССР развивалось многообещающими темпами. И поэтому мы должны признать, что причиной борьбы с украшательствами и излишествами была не проблема удешевления строительных технологий. Началась государственная кампания не за дешевую технологию строительства, а за дешевую архитектуру. И эта разница очень важна. А базой для хрущевского типового домостроения стали готовые наработки той самой Академии архитектуры, которую ловко упразднили после всесоюзного совещания строителей с его издевательским спектаклем. Лучшие произведения советской архитектуры долгие годы рассматривались современниками сквозь призму идеологии, были признаны в совокупности с шедеврами из других областей культуры и искусства наследием тоталитаризма и культа личности. К чему это привело вы знаете и без меня.

 

 

Послесловие. 

(Кратко цитируется по книге "Наружная облицовка высотных зданий. Материалы совещания 27-30 мая 1949г." - Академия архитектуры СССР, Москва 1950. 

 

Металлический оконный переплет (Рис на стр. 47)

 

Металлический оконный переплет увеличивает площадь остекления более чем на 15%, сокращает теплопотери за счет повышения герметичности, практичнее в эксплуатации и долговечнее. Потери на теплопроводности металла с избытком покрываются перечисленными преимуществами. Оконные переплеты могут изготовляться из прессованного алюминия, горячекатаных стальных профилей и штампованных либо вальцованных профилей из стальной ленты холодного проката. Наиболее экономичным является последний способ изготовления.

 

Комментарии друзей:

 

Михаил Козлов, звукорежиссер.

Все это мне знакомо. Я 11 лет прожил в "сталинской" квартире и у нас были шлакобетонные стены с гипсокартонной отделкой. Кроме того я жил на последнем седьмом этаже и в непосредственной близости от моей комнаты располагалось машинное отделение лифта. Лифт был старого типа с закрываемыми вручную металлическими дверями, но никакого дискомфорта от шума я не испытывал. Было тихо. В процессе ремонта квартиры я обнаружил (мне было 14 лет), что если просверлить несущую стену слишком глубоко (сверлить приходилось много т.к. мы переделывали открытую электропроводку на скрытую), то из дырки сыпется мелкий грязный песок. Тогда я не придавал этому значения. Потом, когда изучал строительную акустику узнал, что это очень эффективный метод звукоизоляции. Заключается он в том, что берется бетонный или газобетонный (шлакобетонный) блок или кирпич с полостями, кладется в стену, а прежде чем положить на него следующий, открытые полости засыпаются до верха песком. Это создает несколько переходов сред от песка к бетону и обратно, что очень эффективно поглощает звук. Сейчас этот метод предлагается для строительства стен студий, а тогда так строили серийные жилые дома. Возможно, что песок или шлако-песок (не та ли черная пыль из Вашего рассказа?) засыпали в блоки прямо на заводе и "запечатывали" торцы блоков чтобы ускорить и упростить работу на стройплощадке.

 

Николай Калашников (Zabyg17), эксперт по "сталинской" архитектуре.

Очень интересно! Пролистал имеющийся у меня скан книги "Передовая строительная техника" 1952 года и тоже нашел упоминания гипсовых перегородок и их схему (фото). Процитирую только одну формулировку из этой книги: "Ансамблевая застройка жилых массивов, обеспечивающая архитектурно целостное решение жилого комплекса, дает возможность еще шире провести индустриализацию жилищного строительства".

 

Из книги "Передовая строительная техника". Под общей
редакцией к.т.н. Б.М. Скорова. Государственное издательство литературы
по строительству и архитектуре. Москва, 1952

 

Про удешевление строительства и переход на индустриальные способы изготовления домов я читал немало. В первой половине 1950-х в СССР была создана база для рывка в строительстве - если бы было в запасе несколько лет, то можно было бы наблюдать его результаты: качественное и удобное жилье,  которое не надо было бы сейчас сносить или реконструировать. От архитектурной литературы 1954-56 годов у меня осталось четкое впечатление, что тогда почти никто не представлял, насколько сильно изменится стиль и как далеко зайдет борьба с излишествами.

 

Читайте также: Кому же помешал авторский надзор?

                          Монтаж металлических конструкций высотных зданий в Москве с помощью самоподъемных кранов УБК.

 

 

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.