ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Николай Кружков

МОСКОВСКИЕ НЕБОСКРЕБЫ.

Высотные здания Сталинской эпохи.

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

13 января 1947 г. И.В. Сталиным в Кремле было подписано постановление о строительстве в городе Москве восьми многоэтажных зданий, приуроченное к юбилейной дате — 800-летию столицы. Последовавшая за этим высотная эпопея ознаменовала качественно новый этап развития отечественного градостроительства, зодчества, инженерной техники. Это поистине был прорыв в технике строительства, который можно сопоставить с прорывом в освоении космоса.

В результате в 1947-1957 гг. в столице СССР были построены первые высотные здания: МГУ на Ленинских горах; административные здания на Смоленской площади и на Красных воротах; жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади; высотные гостиницы «Ленинградская» и «Украина». Недостроенным оказалось восьмое административное высотное здание в Зарядье - реализации масштабного проекта помешала смерть вождя.

 

 Практика послевоенного восстановления разрушенных городов поставила перед советскими градостроителями новые задачи. До победоносного завершения Великой Отечественной войны оставалось без малого полтора года, а М.И. Калинин от имени правительства обратился к архитекторам с открытым письмом. В нем говорилось:

«Сейчас советским архитекторам представляется редкий в истории случай, когда архитектурные замыслы в небывало огромных масштабах будут претворяться в реальном строительстве.

И мы вправе ожидать, что наши архитекторы удовлетворительно справятся с выпавшими на их долю задачами.

В противном случае тяжелая моральная ответственность перед потомством ляжет на наше архитектурное руководство и на нашу архитектурную общественность».

Это обращение, как и ряд других документов, легло в основу принятого в 1945 г. постановления Совнаркома Союза ССР о восстановлении пятнадцати наиболее пострадавших городов РСФСР, которое открыло новую страницу в истории советской архитектуры и градостроительства.

 

 

Идея возведения высотных зданий в Москве восходит к замечательной традиции древнерусского зодчества – выделению ведущих сооружений города, обычно высотных (церквей, колоколен, монастырских и кремлевских башен), вокруг которых группировалась остальная застройка. Такая композиционная система была особенно наглядной в Москве, создавая чрезвычайно живописный силуэт города. С конца XIX века в связи со строительством многоэтажных зданий, которые постепенно нивелировали общую высоту застройки, силуэт города изменился, Москва стала терять свой исторически сложившийся облик. Новые высотные сооружения были призваны вернуть ей выразительный силуэт, но уже на новой идейно-художественной основе.

В основу проектов московских высотных домов был положен проект монументального здания Дворца Советов, которое так никогда и не было построено. Идея сооружения Дворца Советов возникла еще в 1922 г. — на I съезде Советов, принявшем декрет о создании Союза Советских Социалистических Республик. Приступить к реализации замысла удалось только через 9 лет.

В 1931-1933 гг. последовательно были организованы несколько конкурсов на проектное решение Дворца. В результате в мае 1933-го Совет строительства принял в основу проект Б.М. Иофана и привлек к разработке окончательного варианта архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. В 1939 г. проектирование было в основном закончено и началось строительство Дворца.

Работы велись на месте взорванного ранее Храма Христа Спасителя. Согласно проекту, представлял собой грандиозное сооружение высотою (вместе со скульптурой В.И. Ленина) 420 метров и объемом 7,5 млн м³. XVIII съезд ВКП(б) принял решение об окончании основных работ по его сооружению к концу третьей пятилетки. Однако реализации этих планов помешала война. После Победы от проекта монументального сооружения отказались.

В июле 1945 г. прошло Всероссийское совещание главных архитекторов городов РСФСР. Завершая совещание, председатель Комитета по делам архитектуры при СНК СССР А.Г. Мордвинов перечислил несколько ключевых условий, которые должны были соблюдать проектировщики для создания красивых, здоровых и благоустроенных городов. Самая основная и срочная задача каждого главного архитектора заключалась теперь в обеспечении города генеральным планом, детальным проектом планировки и застройки первой очереди и проектом центра города, последующие отступления от которого недопустимы. Другое условие работы – наличие ясного композиционного стержня города, который составляют центральная площадь, главная улица и «вестибюль города» – привокзальная площадь. Красивый архитектурный облик городу придает концентрация крупных общественных зданий в решающих пунктах его композиции. Общественные здания выявляют образ города, характеризуют его стиль, отмечают главные и наиболее значительные точки, служат ориентирами, определяющими структуру города и его силуэт.

Самый грандиозный ансамбль, воплотивший наивысшие достижения советской архитектуры и строительной техники, требовалось создать в центре Москвы. Перед войной идея построения пространственной поддержки Дворца Советов в виде ряда градостроительных доминант не могла остаться вне поля зрения И.В. Сталина. В 1947 г. советский лидер вернулся к ней, получив возможность осуществить довоенные планы. В январе 1947 г., после обсуждения в Совнаркоме вопроса о 800-летнем юбилее города, И.В.Сталин предложил подумать над дальнейшей реконструкцией столицы, сказав при этом: «Ездят у нас в Америку, а потом приезжают и ахают — ах, какие огромные дома! Пускай ездят в Москву, также видят, какие у нас дома, пусть ахают».

Эта фраза вождя стала известна нам благодаря тому, что 20 января 1947 года прозвучала в изложении Г.М.Попова на совещании о строительстве многоэтажных домов, проходившем в Московском Городском Комитете партии. Сам Г.М.Попов был председательствующим. Минула всего неделя с момента подписания правительственного постановления (Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» от 13 января 1947 года), а от чиновников вовлеченных министерств и ведомств уже были затребованы отчеты о проведенной подготовительной работе. Присутствовали и выступали представители МПС, МВД, Минавиапрома; от Управления строительства Дворца Советов – Б.М.Иофан и М.А.Прокофьев. Более всех от Г.М.Попова досталось заместителю министра транспортного строительства И.Д.Гоциридзе, который пытался объяснить почему по соображениям геологии нельзя построить 16-этажное здание у Красных ворот. Обсуждались конструктивные трудности, отсутствие опыта строительства скоростных тихоходных лифтов в жилых и общественных зданиях, нехватка ресурсов по производству стеновых керамических блоков, деревянных и металлических дверей, оконных переплетов и многое другое. Высказывались и пожелания в пользу изучения американского опыта.

 

 

Проектирование высоток было возложено как на опытных архитекторов, зарекомендовавших себя многолетней работой, так и на молодых зодчих, для которых это был шанс получить признание. Логика этих назначений исходила из конкретных обстоятельств или же из принципа территориальной принадлежности участков, отведенных под строительство. Проект административного здания на Смоленской площади выполнили В.Г. Гельфрейх и М.А. Минкус, дома на площади у Красных ворот - А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Проектирование высотного здания МГУ на Ленинских горах начинал вести Б.М. Иофан, возглавлявший архитектурную мастерскую Управления строительства Дворца Советов, в 1948 г. решением сверху он был отстранен от проектирования. Архитектурное решение здания в окончательном варианте было разработано коллективом опытных мастеров под руководством Л.В. Руднева. Высотный жилой комплекс на Котельнической набережной спроектировали зодчие Д.Н. Чечулин и А.К. Ростковский, приняв за основу свой же довоенный вариант здания с угловой секцией повышенной этажности. Авторами жилого дома на Кудринской площади стали молодые тогда архитекторы М.В. Посохин и А.А. Мндоянц. Гостиницу «Ленинградская» на Комсомольской площади спроектировали Л.М. Поляков и А.Б. Борецкий, гостиницу «Украина» в Дорогомилово - А.Г. Мордвинов. Проект восьмого административного здания в Зарядье принадлежал Д.Н. Чечулину. Авторы проектов получили Сталинские премии I и II степени, причем произошло это не после окончания строительства зданий, как делалось обычно, а еще до его начала, что наглядно подчеркнуло статусность мероприятия.

Проектные решения высотных зданий корректировались по мере их строительства. Впервые они были опубликованы летом 1949 г. Согласно планам, ряд зданий не имели шпилей. На вершине МГУ предполагалось установить статую, плоскую крышу имело здание на Смоленской площади, дом на Кудринской площади заканчивался восьмигранником, башня здания у Красных ворот так же не имела остроконечного завершения. Широко распространено мнение, что добавление шпилей, последовавшее по инициативе Сталина, имело и политическую цель — сделать московские дома непохожими на американские небоскребы 1930-х гг., крыши которых были плоскими. Надо сказать, что некоторые известные небоскребы Америки тоже имели шпили. Однако шатровые завершения московских высоток богато украшались символами советского государственного строя.

Все московские высотные здания были заложены в один день — 7 сентября 1947 г. Они строились невиданными ранее темпами. Многие технологии, вошедшие сегодня в нашу повседневную жизнь были в конце 1940-х гг. разработаны специально для них. Первым из восьми запланированных небоскребов начали строить здание на Смоленской площади – этот дом по праву называли лабораторией высотного строительства. Оборудование для таких строек отечественной промышленностью серийно не выпускалось, поэтому в каждом конкретном случае инженеры были вынуждены как самостоятельно, так и с помощью ученых, искать оптимальные пути механизации строительных процессов.

Например, еще в 1947 г. некоторое авторы на страницах специализированных строительных журналов предлагали более пристально присмотреться к американскому опыту монтажа элементов металлического каркаса при помощи монтажных кранов-дерриков, которые в Америке применялись для строительства небоскребов. У нас эти краны не имели особого распространения, не получили они его и в последующем. Мы пошли своим путем.

На московских высотных стройках были впервые опробованы самоподъемные универсальные башенные краны УБК новейшей, на тот момент, конструкции грузоподъемностью 3; 5 и 15 тонн, объединявшие в себе весь комплекс механизации монтажа. Основная особенность такого крана заключалась не только в способности переносить груз, но и в том, что он мог поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста возводимого здания. Руководство операциями по монтажу каркаса осуществлялось при помощи двусторонней громкоговорящей телефонной установки с репродукторами в будке машиниста и на стреле крана. Кран УБК сконструировали инженеры П.П. Велихов, Л.Н. Щипакин, И.Б. Гитман и А.Д. Соколова, удостоенные за эту работу Сталинской премии.

 

Читайте также: "Монтаж металлических конструкций высотных зданий в Москве с помощью самоподъемных кранов УБК."

 

 

Помимо башенных кранов на высотном строительстве были впервые применены многочисленные средства механизации: шахтоподъемники для различных строительных материалов, бетононасосы и многое другое. По сути дела речь шла о сборке зданий на строительных площадках из предварительно заготовленных элементов – конструкций металлического каркаса, бетона, кирпича, облицовочных керамических блоков, укрупненных санитарно-технических устройств. Механизированы были даже штукатурные работы: раствор по специальным каскадам из труб подавался на этажи от растворных узлов при помощи растворонасосов и распылялся на стены через форсунки. Цемент, гипс и другие сыпучие материалы транспортировались наверх с помощью специальных пневматических установок.

При строительстве высотных зданий порой приходилось применять технические решения, не имевшие аналогов в мировой практике. Так под южной частью правого крыла здания у Красных ворот требовалось устроить второй выход из построенной еще в 1935 году станции метрополитена, при этом пол промежуточного поворотного вестибюля следовало заложить на 16 метров ниже подошвы фундамента здания в толще водонасыщенных плывунных грунтов. Подземные работы и работы по возведению каркаса следовало производить одновременно, что грозило серьезной аварией – обрушением строящегося здания в отрытый котлован.

В результате было принято беспрецедентное решение – заморозить подвижный грунт под высоткой и продолжать строительство. В грунте было пробурено около 230 скважин, в которые опустили замораживающие колонки. В них циркулировал охлажденный рассол хлористого кальция. Однако подлинное чудо инженерного искусства состояло не в этом. Наблюдения показали, что замороженный грунт приподнимал подошву фундамента, если бы здание строилось вертикально, то после оттаивания и стабилизации основания оно бы неминуемо отклонилось. Сложнейшими математическими расчетами величину этого отклонения удалось установить и конструкции каркаса высотного здания намеренно возводились с наклоном в противоположную сторону. После того, как замораживающие установки отключили, грунт оттаял и здание встало вертикально.

Часть высотных зданий была завершена еще до смерти И.В. Сталина. Это высотки на Смоленской площади и на Котельнической набережной. 1 сентября 1953 г. открыл двери для студентов Московский государственный университет на Ленинских горах. В момент постройки здание МГУ являлось самым высоким в Европе. Также в 1953 г. было введено в эксплуатацию здание МПС у Красных ворот, а чуть позже дом на площади Восстания, гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади. Гостиницу «Украина» в Дорогомилово и вовсе достраивали уже при Н.С.Хрущеве в эпоху ярой борьбы с излишествами в архитектуре и строительстве. Из восьми заложенных в 1947 г. зданий не было достроено только одно – в Зарядье близ Кремля, после 1954 г. его каркас демонтировали и только спустя 10 лет на оставшемся фундаменте было начато строительство гостиницы «Россия».

В возведении московских высотных зданий активное и деятельное участие принимала молодежь. Тысячи комсомольцев из разных уголков страны, откликнувшись на призыв, отправились по комсомольским путевкам покорять небо столицы. Высотные стройки нуждались в большом количестве рабочих самых различных специальностей – машинистах башенных кранов, арматурщиках, бетонщиках, каменщиках, облицовщиках и т.д. Из положения выходили, зачисляя на строительство молодых людей, недавно окончивших школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Вначале каждый из них выполнял не только основные, но и вспомогательные операции. Уже непосредственно на рабочем месте молодые рабочие повышали свою квалификацию и приобретали необходимые специальности. Многие из молодых строителей МГУ после окончания стройки поступили учиться в построенный своими руками университет. В 1954 году в Профсоюзном издательстве вышла книга «Дворец науки», составленная из воспоминаний участников строительства МГУ, преимущественно молодых. В наши дни эта книга стала уже библиографической редкостью. Ее главы, написанные еще молодыми людьми, и сегодня ярко раскрывают будни одной из главных советских строек.

Известно, что к постройке ряда высотных зданий в Москве были привлечены заключенные. В оригинальных источниках встречается упоминание о специальном тресте «Особстрой», который, в частности, вел работы по строительству здания на Смоленской площади. После окончания этой стройки трест переключился на строительство гостиницы «Украина». Документально подтвержден факт участия заключенных и в возведении здания МГУ на Ленинских горах. Однако необходимо сказать, что труд заключенных использовался ограниченно, поскольку они не являлись квалифицированной рабочей силой. В Москву ввозились осужденные за нетяжкие преступления люди, сроки заключения которых подходили к концу. Значительная часть этих людей сразу была освобождена из-под стражи с условием работы на стройке по вольному найму. Расположение лагерных пунктов в столице создавало значительные трудности в поддержании необходимых режимных условий изоляции, поскольку зачастую заключенные трудились вместе с квалифицированными вольнонаемными рабочими.

 

 

Говоря сегодня об инженерных системах первых московских высотных зданий, мы естественно должны делать поправку на то, что все нормальные и привычные для наших дней технические решения в пятидесятые годы ХХ века являлись еще передовыми разработками, получившими позднее дальнейшее развитие. В московских высотных зданиях впервые в отечественной практике получил свое воплощение целый комплекс инженерных систем, таких как хозяйственно-питьевое и противопожарное водоснабжение, отопление, вентиляция, кондиционирование, спроектированные по зональному принципу; серьезная техническая задача была решена при проектировании канализации. Все системы жизнеобеспечения зданий имели дистанционное управление. Значительную победу отечественной инженерной мысли составили мощные системы электроснабжения, собранные на сухих безмасляных трансформаторах с применением автоматических систем регулирования. Отдельно хотелось бы сказать о такой экзотике, как системы централизованного пылеудаления, реализованные во всех административных высотках. Эти установки состояли из насосов, фильтров для осаждения пыли и сети трубопроводов, поднимавшихся внутри здания. При уборке помещений штуцер гибкого резинового шланга со щеткой присоединялся к настенному пылеприемному клапану, который обслуживал рабочие помещения в радиусе 10-15 м.

Высотки пережили смену нескольких эпох, деградацию и распад СССР. 60 лет эксплуатации для любого сооружения – уже вполне почтенный возраст. Все эти годы, так же как и сегодня, жизнь высотных зданий складывается параллельно как бы в двух измерениях. С одной стороны, с внешней, они продолжают оставаться символами былого могущества советского государства, наследием эпохи, памятниками архитектуры и культуры, запечатлевшими в своих образах социально-культурный код времени. Они несли и несут важную градостроительную функцию, продолжая подчинять себе кварталы рядовой застройки, обогащая своими стремительными силуэтами панорамы и горизонты столицы. Это с одной стороны. Но с другой стороны они существуют и во вполне утилитарном аспекте – в высотках продолжают жить люди, административные здания используются различными ведомствами и далеко не всегда отношение этих постояльцев к памятникам является подобающе уважительным. Зачастую фасады высоток обезображены кондиционерами, инженерные системы находятся в упадке, помещения подвергаются жесточайшей перепланировке в соответствии с потребностями текущего момента. Поэтому нам сегодня необходимо не забывать о том, как более чем полвека назад, впервые в мировой практике, было осуществлено одновременное строительство группы высотных зданий, объединивших в единый ансамбль огромный город с многовековой историей.

 

ОПУБЛИКОВАНО: Журнал «Живая история» № 11, 2016 год, С. 40-47

 

 

Читайте также: Евроремонт по-советски или гибель Большой архитектуры?!

                          Кому же помешал авторский надзор?

 

 

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.