ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Николай Кружков

Нереализованный Дворец Советов и закладка высотных зданий.

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

Опубликовано:

"Высотные здания Сталинской Москвы". Водолей 2011

"Высотки сталинской Москвы". Центрполиграф. 2014

 

13 января 1947 года в Кремле И.В.Сталиным было подписано постановление о строительстве в городе Москве восьми многоэтажных зданий. Без преувеличения можно сказать, что это постановление ознаменовало качественно новый этап развития советского градостроительства, зодчества и отечественной строительной техники. Строительство высотных домов было приурочено к юбилейной дате – в сентябре 1947 года Москве исполнялось 800 лет. Известно, что все восемь московских высотных зданий были заложены в один день – 7 сентября юбилейного 1947 года. Столица России и СССР намеревалась войти в свое девятое столетие с ранее невиданными сооружениями — символами триумфа военных и трудовых побед советского народа.

 

Рассказывая о предыстории возникновения замысла строительства восьми высотных зданий в Москве необходимо сказать несколько слов и о проекте нереализованного Дворца Советов.

В основу идеи проектов московских высотных домов был положен проект монументального здания Дворца Советов, которое так никогда и не было построено. Идея его строительства витала в воздухе с начала 1930-х годов вплоть до смерти вождя. Хотя в конце сороковых многие в архитектурных кругах уже предчувствовали, что Дворец не будет построен таким, каким его видели в проектах.

 

Дворец Советов должен был стать архитектурной доминантой большой Москвы. Панорама. 1939

 

В свою очередь идея сооружения Дворца Советов возникла еще в 1922 году — на I съезде Советов, принявшем декрет о создании Союза Советских Социалистических Республик. Приступить к реализации замысла удалось только через 9 лет. В 1931 году был организован Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов, фактически превратившийся в мировой. На конкурс представлено 160 проектов, в том числе 24 проекта иностранных архитекторов, и, кроме того, 112 проектных предложений от трудящихся.

На конкурсе отчетливо выявились три основных архитектурных направления. Первое представлено проектами братьев Весниных, М.Я. Гинзбурга, И. и П. Голосовых, входивших в группу так называемых конструктивистов, и проектами других архитекторов, стоявших на близких к ним творческих позициях. Яркими представителями второго направления являлись И.В. Жолтовский и его последователи, ориентировавшиеся на освоение и развитие принципов архитектурной классики. Третье творческое направление этого конкурса наиболее полно выразило себя в проекте Б.М. Иофана.

В связи с тем, что конкурс так и не дал проекта, полностью разрешающего поставленную задачу, проектирование Дворца Советов продолжалось в 1932–1933 годы. Сначала были выполнены 12 заказных проектов и 10 в порядке личной инициативы, затем составление проекта Дворца поручили пяти группам архитекторов. В мае 1933-го Совет строительства принял в основу проект Б.М. Иофана и привлек к разработке окончательного варианта архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. В 1939 году проектирование было в основном закончено и началось строительство Дворца Советов. XVIII съезд ВКП(б) принял решение об окончании основных работ по его сооружению к концу третьей пятилетки.

 

В 1939 году журнал «Крокодил» напечатал рисунок М.Черемных,

изображающий разговор двух пожилых людей у Дворца Советов:

Чудеса диалектики

(В 1942 году)

 - Чтобы создавать такие дворцы, нужно было сначала объявить войну дворцам.

 

По проекту архитекторов Б.М. Иофана, В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, созданному в 1930-х годах, Дворец Советов должен был представлять собой грандиозное сооружение высотою (вместе со скульптурой) 420 метров и объемом 7 500 000 кубических метров. Большой зал Дворца, предназначенный для проведения сессий Верховного Совета СССР, митингов, собраний и т.д., рассчитанный на 21 000 человек, имел высоту 100 метров, диаметр 160 метров и внутренний объем, равный 970 000 кубометров (в 4 раза превышающий кубатуру дома Совета Министров в Москве). Рядом с ним располагался Малый зал вместимостью 6 000 человек. Над Большим залом, в высотной части Дворца, размещались залы палат Верховного Совета СССР и Президиума. В числе помещений Дворца по этому проекту следует указать также зал Сталинской Конституции, залы, посвященные теме героики Гражданской войны и строительства социализма, залы правительственных приемов и другие. Кроме того, во Дворце Советов предусматривалось устройство государственного документального архива, библиотеки и специальных аудиторий для работы депутатов. Гигантский Дворец должен был дать Москве некоторое завершающее здание, зримый архитектурный центр. Здание Дворца было бы видно на огромных расстояниях. Это означало, что силуэт Дворца Советов по-новому организует всю Москву в единый архитектурный ансамбль, и Москва, ее площади, кварталы, улицы должны будут планироваться и строиться созвучно этому великому памятнику эпохи. На протяжении почти тридцати последующих лет развитие всего городского хозяйства столицы подчинялось этому градостроительному замыслу. В этой связи справедливым будет утверждать, что с архитектурной точки зрения одной из целей послевоенного строительства высотных зданий была именно пространственная поддержка четырехсотметровой вертикали Дворца Советов меньшими по высоте вертикальными объемами.

 

Все московские высотные здания были заложены в один день — 7 сентября юбилейного 1947 года. Столица России и СССР намеревалась войти в свое девятое столетие с ранее невиданными по высоте зданиями — символом триумфа военных и трудовых побед. Вот как писала об этом событии газета «Советское искусство»:

 

«В день восьмисотлетнего юбилея столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.

На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного, здания собрались трудящиеся Ленинского района. Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки. Перед трибуной — сложенный из кирпича столбик, к которому прикреплена бронзированная плита с надписью: Здесь будет сооружено 32-этажное здание. Заложено в день 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года.

На митинге выступил действительный член Академии архитектуры СССР Б. Иофан — один из авторов проекта будущего здания. Одно из 26-этажных зданий было заложено в Зарядье близ Кремля, второе — на территории мраморного завода Метростроя, где будет проходить красивейшая магистраль столицы — Новый Арбат.

В этот же день в разных районах Москвы была произведена торжественная закладка пяти шестнадцатиэтажных зданий».

 

Страница из журнала «Огонёк» 1947. №37.

Здесь кратко рассказывается о закладке высотных зданий.

 

В целом, на фоне торжественного празднования юбилея столицы, такие события, как закладка многоэтажных зданий, никаким особенным образом отмечены не были. Ни одно специализированное строительное издание не посвятило им отдельного материала. А вот публикация в юбилейном номере журнала в «Огонек», который отнюдь не являлся архитектурно-строительным журналом, позволяет нам увидеть, как выглядели те самые бронзовые таблички в местах закладки зданий.

 

Закладка 16-этажного дома на углу Каланчевской и Домниковской улиц. Министр строительства военных и морских предприятий СССР Н. А. Дыгай устанавливает плиту с надписью.1947

 

Председатель исполкома Молотовского районного совета П.Н.Бакин

на закладке высотного здания в Зарядье. 1947

 

Событиям был посвящен следующий абзац.

 

«В 13 часов дня происходит закладка многоэтажных зданий в разных пунктах Москвы. Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа Советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», — и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей».

 

Закладка 32 этажного здания на Ленинских горах. В митинге принял участие Б.Иофан. 1947

 

Закладная табличка высотного здания на Ленинских горах. 1947

 

Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» от 13 января 1947 года предписывало разработку проектов и их реализацию ряду серьезнейших ведомств, таким, как Министерство внутренних дел, Министерство строительства военных и военно-морских предприятий, Министерство путей сообщения, Министерство авиационной промышленности. Эти ведомства сами по себе являлись достаточно закрытыми. Информация об архитектурных конкурсах, которые могли проводится ими, до сих пор нигде не оглашена, хотя сам факт их проведения неоднократно упоминается в ряде монографий. Все эти ведомства располагали мощными строительными базами. Исключение составляло только Управление строительства Дворца Советов, которое должно было осуществить строительство высоток на Ленинских горах и в Зарядье. Впоследствии возглавить по совместительству строительство этих зданий поручили А.Н.Комаровскому, руководившему в конце сороковых Главпромстроем МВД СССР.

 

Закладка 26 этажного здания в Зарядье. 1947

 

Закладная табличка высотного здания в Зарядье. 1947

 

А были ли на самом деле архитектурные конкурсы? Усомниться в этом позволяет тот факт, что в сентябрьском номере журнала «Архитектура и строительство» за 1947 год главный архитектор столицы Дмитрий Чечулин уже перечисляет основных действующих лиц. «Архитекторы Б.Иофан, А.Душкин, В.Гельфрейх. А.Ростковский, М.Посохин, А.Мндоянц, Л.Поляков и др. работают над проектами высотных зданий».  Д.Н.Чечулин не указывает в числе архитекторов себя, однако упоминает А.К.Ростковского, своего соавтора по проекту дома на Котельнической набережной. Эта цитата позволяет понять, что авторы проектов высотных домов заранее назначались по линии тех или иных ведомств. Логика этих назначения исходила, скорее всего, из конкретных обстоятельств. К примеру, еще в 1939 году президиум Моссовета в порядке перестройки планировочного и проектного дела преобразовал отдел проектирования в Управление, установив основной принцип проектных работ – закрепление за каждой мастерской определенных территорий, и считая необходимым вести комплексное ансамблевое проектирование. Постановление Президиума Московского совета в частности указывало, что «…руководитель мастерской является ответственным лицом за архитектурное качество всех сооружений и построек, возводимых на закрепленных за этой мастерской магистралях, площадях или набережных, независимо от того, кем эти сооружения проектируются». Неудивительно, что назначение авторских коллективов и их руководителей ряда высотных зданий могло быть осуществлено по этому территориальному принципу. Достаточно сказать, что В.Г.Гельфрейх и М.А.Минкус начали работу по проектированию административного здания на Смоленской площади еще в 1946 году, этажность сооружения колебалась в разных вариантах от 9 до 40 этажей. Несмотря на множество выполненных эскизов, предварительная работа не привела к достаточным результатам, так как не было твердого задания и ясных требований, предъявляемых к сооружению.

А.Н.Душкин возглавлял архитектурную мастерскую МПС, следовательно его привлечение к работе над административным зданием МПС являлось вполне логичным. Кроме того, при строительстве здания на Красных воротах применялось интенсивное замораживание плывунных грунтов, этот уникальный прием ранее широко использовался в транспортном строительстве при прокладке тоннелей, установке опор мостов, устройстве насыпей в сложных условиях. Строительство гостиницы на Комсомольской площади было поручено Л.М.Полякову скорее всего из соображений очень сложных геологических условий на отведенном участке. Л.М.Поляков возглавлял архитектурную мастерскую Гидропроекта, являлся, в частности, автором архитектурного оформления сооружений Волго-Донского канала и проектов нескольких гидростанций. При строительстве высотного здания на месте русла древней реки, ушедшей впоследствии под землю, он применил особый способ устройства искусственного основания из вибронабивных железобетонных свай. Ранее этот прием был широко известен в гидротехническом строительстве при устройстве многометровых фундаментов плотин на равнинных реках.

Впрочем, здесь необходимо уточнить, что еще в июне 1947 года, когда было начато проектирование высотного здания у Красных ворот Министерство путей сообщения поручило проектирование высотного здания четырем авторским группам. Эти группы возглавляли архитекторы А.Н.Душкин, И.Г.Ворошилов, И.Г.Тарасов и С.М.Кравец. В результате просмотра проектов Государственным архитектурным советом при Комитете по делам архитектуры СССР для дальнейшей разработки был выбран проект А.Н.Душкина. Эта информация мне встретилась лишь единожды, на страницах журнала «Городское хозяйство Москвы» (№ 7 за 1949 год). Имел ли место архитектурный конкурс в привычном смысле слова – неясно, как неясно и то, насколько формальным было упомянутое мероприятие.

А вот первоначальное назначение Б.М.Иофана для выполнения проекта высотки на Ленинских горах имеет совершенно четкое объяснение. Здание должно было составить единую композицию с вертикалью Дворца Советов, работу над проектом которого он возглавлял. Правда, примерно год спустя, постановлением №2409 от 3 июля 1948 года Б.М.Иофан был освобожден от проектирования здания университета, разработка проекта теперь поручалась группе архитекторов под руководством Л.В.Руднева. На это тоже были свои причины.

Приведенные примеры позволяют с большой долей уверенности утверждать, что назначение авторских коллективов производилось не из каких-то «закулисных соображений», а из принципов наибольшей целесообразности, из результатов предыдущего опыта авторов и оценки их конкретных творческих возможностей.

 

Интересным может показаться фрагмент из книги о жизни Георгия Михайловича Попова, который в описываемое время являлся первым секретарем МК и МГК партии. В своих воспоминаниях он писал следующее.

 

«После победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа с гитлеровской Германией наша Родина взялась за восстановление народного хозяйства, в частности городского хозяйства. Москва, как столица СССР, в этом отношении шла впереди, и она призвана была задавать тон, служить примером для других городов.

Среди многочисленных мероприятий было два, на которых я и хочу остановиться, - это строительство высотных зданий и озеленение города.

Известно, что наиболее важные исторические события всегда увековечивались строительством тех или иных монументальных зданий или памятников. Так было и в наше время.

В ознаменование Победы было решено возвести несколько высотных зданий, которых раньше Москва не строила.

Дело было так. Мне позвонили из Кремля и попросили приехать к члену Политбюро - первому заместителю Председателя Совета Министров. Там мне показали лист ватманской бумаги, на котором синим карандашом было нарисовано многоэтажное здание со шпилем, на котором развевался красный флаг, а рядом написано - 26-32 этажа. Как мне сообщили, рисунок сделал И.В. Сталин и предложил всесторонне обсудить этот замысел.

Какие же вопросы возникли в связи с этим поручением?

1. Назначение зданий. 2. Где разместить здания. 3. Кому поручить проектирование. 4. На кого возложить строительство зданий. 5. Другие меры по строительству зданий.

Было указано и на то, чтобы они не были похожи на американские небоскребы.

Для меня этот вопрос был новый, и следовало все тщательно продумать. Вначале возникла мысль разместить здания в основном на Садовом кольце, чтобы обеспечить к ним хорошие свободные подъезды, а также на площадях и других местах, в особенности на возвышенностях.

Затем московские партийные и советские организации, рассмотрев этот вопрос о размещении зданий, внесли следующие предложения: на Садово-Сенной построить здание административное (ныне - Министерство иностранных дел СССР и Министерство внешней торговли СССР); на площади Восстания - жилой дом; у Красных ворот - административное здание (ныне - Министерство транспортного строительства СССР); на Комсомольской площади - гостиницу (ныне - гостиница «Ленинград»); на Котельнической набережной - жилой дом; в районе Киевского вокзала - гостиницу (ныне - гостиница «Украина»); в Зарядье - административное здание; на Ленинских горах - большой ансамбль зданий Московского государственного университета.

Теперь, когда прошло много лет, можно сказать, что выбор мест для строительства высотных зданий был удачным. Все эти величественные здания хорошо вписались в городскую застройку и обновили силуэт нашей Москвы.

Важным вопросом был подбор ведущих архитекторов, которые бы возглавили проектные мастерские.

Проектирование было поручено: административного здания на Садовой - угол Арбата - академику архитектуры В.Г.Гельфрейх и архитектору Минкусу; жилого дома на площади Восстания - сравнительно молодым архитекторам Посохину и Мндоянцу; административного здания у Красных ворот - архитекторам Душкину и Мезенцову; гостиницы на Комсомольской площади - архитектору Полякову; жилого дома на Котельнической набережной и административного здания в Зарядье - академику архитектуры Д.Н.Чечулину и архитектору Ростковскому; гостиницы в районе Киевского вокзала - академику архитектуры А.Г.Мордвинову. Наиболее трудным был подбор ведущих архитекторов и инженеров для проектирования нового здания Московского государственного университета на Ленинских горах…»

 

Для многих читателей до сих пор оставался открытым вопрос об истинных причинах выбора площадок для закладки и последующего строительства высотных зданий. Бытует множество объяснений, из них далеко не все могут быть признаны справедливыми. Так, автору этих строк приходилось слышать и такое, что места для расположения высотных зданий выбирались астрологами Сталина сообразно планам проведения мистических ритуалов по оживлению вождя после его смерти. Разумеется, этот злонамеренный бред ни в коем случае нельзя принимать на веру.

Идея возведения высотных зданий в Москве восходит к замечательной градостроительной традиции древнерусского зодчества – выделению ведущих сооружений города, обычно высотных (церквей, колоколен, монастырских и кремлевских башен), вокруг которых группировалась остальная застройка. Такая композиционная система была особенно наглядной в Москве, создавая чрезвычайно живописный силуэт города. С конца XIX века в связи со строительством многоэтажных зданий, которое постепенно нивелировало общую высоту, силуэт города изменился, Москва стала терять свой исторически сложившийся облик. Новые высотные сооружения были призваны вернуть ей выразительный силуэт, но уже на новой идейно-художественной основе.

 

Московский Государственный университет на Ленинских горах. 1970-е

 

Идейно-художественное содержание ансамбля высотных зданий в системе застройки города было таково, что они становились «центрами притяжения» грандиозных по масштабам новых ансамблей Москвы. Например, новое здание МГУ вместе с Дворцом Советов и Кремлем должно было создать новую композиционную ось внутри Москвы. Согласно замыслу, эта композиция обладала бы не только ярчайшей художественной и градостроительной характеристикой, но и первостепенным общественно политическим содержанием. В эту ось бы входили: Кремль, где работали руководители партии и правительства; Дворец Советов – памятник сталинской эпохи, крупнейший общественный центр; и новый университет – центр социалистической науки и культуры. Был, правда, момент о котором предпочитали умалчивать: стометровая статуя В.И.Ленина, планировавшаяся на вершине Дворца Советов, была бы обращена к лицом к Кремлю и задом к московскому университету.

 

Московский Кремль в лучах праздничной иллюминации. Вид со стороны Зарядья.

Позади Большого Кремлевского дворца - высотное здание на Смоленской площади. 1970-е

 

Размещение высотных зданий в городе было достаточно хорошо продумано и целиком вытекало из градостроительных условий. Следуя за направлением Садовой улицы – важнейшего кольца города и расположенные на наиболее выгодных в градостроительном отношении точках, высотные здания на Смоленской площади, площади Восстания и Красных воротах подчинили своей градообразующей роли обширные городские территории, лежащие далеко за пределами прежнего городского центра. К примеру, здание Министерства иностранных дел, взаимодействуя с архитектурой центра, в то же время основной осью ориентированно на заречную сторону, к набережной, к площади Киевского вокзала, к Можайскому шоссе, то есть к западному въезду в столицу. Здание оформляет въезд в город, замыкая перспективу со стороны Можайского шоссе, является центральным элементом архитектурного ансамбля площади. Вместе с тем здание на Смоленской площади взаимодействует и с высотными композициями на площади Восстания и в Дорогомилове, а с некоторых точек и со зданием МГУ. Одной из них является район Савёловского вокзала, откуда открывается трехцентровая панорама, слагаемая силуэтом МГУ, зданием МИДа и домом на площади Восстания. В свою очередь сам высотный дом на площади Восстания, расположенный на холме, не только организует пространство вблизи важнейшего узла Садового кольца, но и подчиняет своему влиянию значительные территории Краснопресненского района.

Административное здание у Красных ворот, которое должно было стать центром планировавшегося крупнейшего архитектурного ансамбля, распространило свою градообразующую роль и далее, влияя на архитектурно-пространственную композицию важного узла магистралей, Садовой, Кировской, Каланчевской улиц и на архитектуру их застройки. Взаимодействуя с высотной гостиницей «Ленинградская» на Комсомольской площади, оно участвует в создании «парадного вестибюля» столицы – площади трех крупнейших вокзалов. В свою очередь здание гостиницы, расположенное примерно по оси Комсомольской площади, возвышается над ансамблем зданий трех вокзалов, и принимая на себя роль ее архитектурного центра, объединяет их, создает четкий архитектурной облик площади. Оно определяет въезд на Каланчевскую улицу, ведущую к центру Москвы, и в то же время замыкает далекую перспективу, открывающуюся с Краснопрудной улицы.

 

Панорама Комсомольской площади со стороны Ленинградского вокзала. 1953

 

Очевиднее всего представить градообразующее влияние высотных зданий построенных на набережных Москва-реки. Набережные реки – главные магистрали города, на которых должны быть размещены лучшие жилые и административные здания. Расположенные вдоль них бульвары и парки – любимые места прогулок и отдыха горожан. Высотные здания, как гигантские ориентиры, отмечают течение реки, сливаясь в гармоничный ансамбль с краснозвездными башнями Кремля. Высотное здание в Зарядье, будь оно построено, вполне могло бы претендовать на роль еще одного выдающегося памятника эпохи. Однако этого не произошло, снесена и гостиница Россия, теперь принято решение о создании на ее месте современного инновационного парка. В начале пятидесятых годов многие исследователи отмечали, что строительство высотных зданий на набережных Москвы-реки позволило в исключительно интересной композиционной взаимосвязи объединить живописную природу - извилистую реку, холмы, зеленые массивы на берегах, с монументальной архитектурой. Значение набережных Москвы-реки после их реконструкции и строительства мостов чрезвычайно возросло. Они стали важнейшими транспортными артериями и наиболее живописными магистралями столицы. Река в свою очередь так же стала важнейшей водной транспортной артерией, превратив Москву в порт пяти морей. Финальным архитектурным эпизодом реконструкции прибрежных территорий сталинской Москвы явилось строительство ансамбля высотного здания МГУ на Ленинских горах, жилого дома на Котельнической набережной и гостиницы «Украина» на Дорогомиловской набережной. К ним так же следует прибавить и административное здание на Смоленской площади, фактически участвовавшее своим силуэтом в новом архитектурном формировании набережных.

Высотные здания, расположенные на повышенном рельефе и видимые издалека с новой силой поставили перед зодчими значение вопроса о подъездах к столице, о перспективах которые открываются на город с далеких расстояний. Так, например, при подъезде к Москве по линии Казанской железной дороги художественный образ столицы воспринимается в торжественной перекличке двух мощных вертикалей – высотной гостиницы на Комсомольской площади и административного здания у Красных ворот. При подъездах к столице со стороны Можайского, Калужского и Варшавского шоссе этот образ, прежде всего, воплощается в неповторимом облике университетского комплекса. Вслед за этим, несколько в стороне от Можайского шоссе, возникает силуэт высотного здания на Дорогомиловской набережной и, наконец, по оси магистрали раскрывается близкая перспектива на административное здание в центре ансамбля Смоленской площади.

Все сказанное не оставляет сомнений в том, что выбор участков для закладки и строительства московских высотных зданий не был случайным а являлся глубоко продуманным. В сентябре 1947 года после торжественной церемонии закладки высотных зданий главный архитектор столицы Дмитрий Чечулин писал: «Этим высотным зданиям принадлежит большая роль в формировании облика будущей Москвы и в повышении ее архитектурно-строительной культуры. Нет сомнения, что опыт проектирования и строительства высотных зданий и связанный с этим отбор строительных материалов, конструкций, предметов оборудования окажет глубочайшее влияние и на уровень массового строительства. Здесь должны родиться новые высокоиндустриальные методы стройки, наиболее прогрессивные и эффективные конструкции, высококультурные детали и предметы внутреннего оборудования зданий. Но не только в творческом и организационно-техническом, а и в градостроительном смысле строительство высотных зданий явится новой, высшей ступенью, еще настойчивее и требовательнее выдвигая перед архитекторами проблему ансамбля и общего силуэта города. Высотные здания в ансамбле города – это спутники будущего Дворца Советов, которые составят важнейший элемент в формировании нового величественного силуэта Москвы Сталинской эпохи».

 

 

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.