ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
||||||||||||||||||||||||||||
«Мы возводим этажи домов чудесных…» Строительство московских «сталинских» высоток в советских песнях
|
||||||||||||||||||||||||||||
Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей
ОПУБЛИКОВАНО (С СОКРАЩЕНИЯМИ): "МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ", №10, 2011 г. ОПУБЛИКОВАНО: "ВЫСОТКИ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ", М, 2014 г.
13 января 1947 года было подписано постановление о строительстве в городе Москве восьми высотных зданий, приуроченное к юбилейной дате — 800‑летию столицы. Без преувеличения можно сказать, что последовавшая за этим эпопея ознаменовала качественно новый этап развития отечественного градостроительства, зодчества, инженерной техники. Советские деятели искусств, естественно, не могли оставаться в стороне от столь важной темы. Поэты, писатели, живописцы, кинематографисты воспевали начавшиеся великие стройки. Сегодня все эти стихи, романы, картины, фильмы — не только произведения искусства, художественные достоинства которых можно оценивать по‑разному, но и, безусловно, исторические свидетельства той бурной эпохи.
13 января 1947 года было подписано постановление о строительстве в городе Москве восьми высотных зданий, приуроченное к юбилейной дате — 800-летию столицы. Без преувеличения можно сказать, что последовавшая за этим эпопея ознаменовала качественно новый этап развития отечественного градостроительства, зодчества, инженерной техники. Московские высотные дома стали экспериментальной базой для множества технологий, примененных в СССР впервые, а также архитектурными и инженерно-техническими шедеврами своего времени. Советские деятели искусства (как известно, освещавшие жизнь с позиций социалистического реализма) не могли оставаться в стороне от столь важной темы, как преобразование столицы. Сама жизнь выводила инженеров человеческих душ на масштабные темы современности. Поэты, писатели, музыканты, живописцы воспевали великие стройки эпохи в своих произведениях. И сегодня эти произведения мы воспринимаем уже не только как художественные, но и как вполне самодостаточные исторические свидетельства эпохи, в которую они создавались. К примеру, возведение здания Московского университета являлось столь значительным общественным событием, что оно неминуемо находило свое отражение в самых различных областях искусства. О высотных зданиях снимались кинофильмы, писались книги и складывались песни. Поэтесса Маргарита Алигер в 1951-1952 годах создала целую поэму, посвященную всенародной стройке, которую назвала «Ленинские горы», а композитор Юрий Милютин и поэт Евгений Долматовский сложили песню под тем же названием. Эта песня существовала в двух самостоятельных вариантах. О том, почему это произошло, вспоминал сам Долматовский в книге «Рассказы о твоих песнях»: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Московский комитет партии собрал поэтов и композиторов. Разворачивается стройка большой Москвы. Архитекторы и строители показывают нам планы, чертежи, проекты, макеты. Еще нет ни Хорошево-Мневников, ни Кузьминок, ни Фрунзенской набережной, ни Юго-Запада. На месте бывшей городской свалки в Черемушках построены первые дома, да и они еще в своем облике сохранили что-то от бараков. Пока самая крупная новостройка – двухэтажные коттеджи на Беговой улице. Лишь несколько лет отделяют нас от Дня Победы. Но Москва — вся в дощатых заборах. Роются котлованы. И особенно много разговоров о высотных домах. Нас с композитором Юрием Милютиным просят написать песню о будущей Москве, о строящейся столице. Большая задача всегда лишает покоя, порождает робость и неуверенность. Бесконечные споры и рассуждения не приближают нас с Юрием Милютиным к работе. На счастье, по заданию Московского комитета партии, мне приходится обследовать состояние культурно-воспитательной работы в общежитии строителей на Ленинских горах. Здесь и возник замысел песни «Ленинские горы». Это был 1948 год, и строки «сейчас пустынны Ленинские горы, но флаги стройки вьются на ветру» вполне соответствовали действительной картине. Песня зазвучала, ее часто передавали по радио, а потом запели и на улицах. Прошло несколько лет. Я стал получать письма с просьбами переделать песню в связи с тем, что Ленинские горы уже не пустынны. Привожу одно из этих писем:
«Рабочие 1-го треста Мосподземстроя просят вас изменить некоторые строки в вашей песне «Ленинские горы» или изменить всю песню, потому что сейчас уже закончена стройка, и флаги не вьются на стройках по ветру. Студенты уже учатся с 1 сентября 1953 года. И даже стыдно, когда поешь: «Сейчас пустынны Ленинские горы», а перед тобой стоит грандиозное здание — Московский государственный университет, и не верится глазам, что там была когда-то пустошь, а поэтому измените как-нибудь слова этой песни. Прораб (подпись) Рабочие (подписи) Если можете, то пришлите прямо в письме новый текст песни. Ждем от вас ответа.
Я отвечал тогда, что песня много раз напечатана, есть пластинки и уже невозможно что-либо изменить. Но письма продолжали идти. Одно из них мне переслали из Совета Министров СССР. 70-летняя женщина из Саратова обращалась ни больше ни меньше как в Совет Министров с заявлением: почему по радио сперва говорят, что университет построен, а потом поют, что «пустынны Ленинские горы». Эта женщина предлагала изменить песню и в дальнейшем петь:
...Уж не пустынны Ленинские горы...
К письму почему-то были приложены три фотокарточки старушки и внизу приписано: «За неграмотную бабушку писал внук». Ну уж если неграмотная бабушка правит мои стихи, то, видно, придется и мне этим заняться. Я сочинил новый текст третьей строфы... Но гораздо труднее, чем исправить песню, было «догнать ее». Прежний текст пели уже по всей стране и на многих языках. Я ввел в большие расходы Радиокомитет, трест граммофонных пластинок. Мне пришлось разослать поправку по сотням адресов. Исправленный текст песни «Ленинские горы» все же привился, и первоначальные строки накрепко забылись. А у моей песни есть теперь соавторы – рабочие первого треста «Мосподземстрой» и старушка из Саратова. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К осени 1951 года основной объем строительных работ на строительстве МГУ был закончен. Фото
«Накрепко забытые» строки песни до нас, жителей нового века, донесла грамзапись.
Существует и еще один вариант записи песни "Ленинские горы" в исполнении Ивана Шмелева и хора Всесоюзного радиокомитета.
И конечно, в период строительства нового здания МГУ Ленинские горы не были пустынными. Очевидно, они показались поэту пустынными от взгляда на огромные территории, которые в ближайшем будущем предстояло освоить строителям. Зато фраза о том, что «флаги стройки вьются на ветру», совершенно достоверна. С наглядной агитацией и пропагандой стахановских методов работы на строительстве действительно был порядок. Флаги стройки развевались. В новом варианте песни, который был опубликован в 1953 году, поэт заменил только лишь предпоследнее четверостишье. Песня стала звучать по-новому:
Надо сказать, что второй вариант песни "Ленинские горы" исполнялся и записывался много раз, но последующие записи не получили особенной известности. Интересно, что сама запись В. Нечаева с оркестром Д.П. Осипова, датируется не 1953, а концом 1952 года. Почему же Евгений Долматовский настаивает на том, что песня была исправлена в 1953-м? Ответ - в упоминании о Совете Министров. Вплоть до лета 1953 года высотные стройки столицы по линии Совмина курировал Лаврентий Берия. Можно представить, какую резолюцию он мог наложить на письмо неграмотной саратовской старушки перед тем как переслать его автору стихов. Дело в том, что здание МГУ таким, каким мы его привыкли видеть, красовалось на Ленинских горах уже в 1951 году. Фотографии комплекса с поясняющими текстами прошли во всех газетах и журналах, причем периферийные издания нередко уделяли теме московского высотного строительства даже больше внимания, чем центральные. Возможно, поэтому на несоответствие текста обратила внимание именно старушка из Саратова – большое видится на расстоянии. В 1951-1953 годах отделочные работы на строительстве велись главным образом внутри здания. А сентябрь 1953 года – это общеизвестная дата торжественного открытия комплекса. Митинг состоялся уже без Берии…
Строительство нового здания Московского государственного университета на Ленинских горах. Сентябрь 1950. Фото.
В своих воспоминаниях Долматовский просто не стал упоминать об участии в написании песни главного чекиста страны. Да и бабушка была не так уж неграмотна: она, в отличие от остальных корреспондентов, знала наверняка, кому и куда нужно писать.
Подробнее об истории создания песни "Ленинские горы" можно прочитать в специальном материале "Ленинские горы": Без цензуры и официальная версия". Несомненно, история рождения этого замечательного шлягера в общих чертах известна большинству из тех, кто и сегодня любит и слушает советские песни. Однако уверен, что оригинальная предыстория его написания была рассказана здесь впервые.
Посмотрите на фотографию строящегося высотного здания. Мы видим металлические каркасы, монтаж которых осуществлялся с помощью самоподъемных универсальных башенных кранов УБК, разработанных советскими инженерами и объединявших в себе весь комплекс механизации монтажа. Мало кто теперь помнит о том, что московские высотные здания практически впервые в СССР строились каркасным способом. Внедрение такой технологии при их возведении стало гигантским шагом на пути индустриализации строительства. В эксперименте, безусловно, была и доля оправданного риска, однако опыт, несомненно, удался… Каркасы гигантских домов-исполинов не по дням, а по часам росли на улицах советской столицы. О технологии их монтажа писались не только обзоры и научно-популярные статьи, но и песни.
О том, как монтировались конструкции металлического каркаса на высотной стройке МГУ вспоминает бригадир монтажников-верхолазов П. Жаворонков: «…Ночь. В переплетах стального каркаса свищет холодный ветер, кружа снежные облака. Мороз жжет лицо. То и дело приходится смахивать иней с ресниц, чтобы не терять остроту зрения. Под нами – пропасть. Вокруг – темнота, ни зги не видно. Только вдали мелькают огни Москвы. На нашу маленькую площадку, прикрепленную к металлической колонне на высоте 160 метров, падает яркий луч прожектора. Около меня напарник Иван Клещев. Привязавшись верхолазными поясами, мы внимательно смотрим вниз, откуда башенный кран поднимает на тросе тяжелую металлическую колонну. Еще несколько секунд, и я даю команду: - Стоп!.. Чуть майна вправо! Вира! Стоп!.. Колонна висит у самого края каркаса здания. Мы ухватываемся за нее, направляем в стык и скрепляем болтами. Каждое наше движение строго рассчитано. Работаем молча, спокойно, без суеты. Стальная конструкция наращена.
На башне главного
корпуса университета монтажник комсомолец Иван Клещёв
Закончив каркас здесь, мы переходим на другой участок каркаса. Стрела крана ушла вправо и словно унесла с собой луч прожектора. Ветер не затихает, мороз крепчает. Но монтаж стальных конструкций не прекращается… Однажды зимой на верху каркаса здания ветер достиг силы в семь баллов. В эти дни металл эшелонами поступал на строительную площадку университета. Приостановить монтажные работы – значит нарушить график. Как быть? Я задумал перехитрить ветер. Приказал машинисту башенного крана поставить стрелу по ветру. Затем мы закрепили ее тросами так, что она стала неподвижной. Теперь никакой ветер не мог повернуть ее. После этого наша бригада продолжала устанавливать конструкции в тех местах, где можно обойтись без поворота стрелы. В этот день свою норму мы перевыполнили в два раза… Нам приходилось работать и под палящими лучами летнего солнца, и при двадцатиградусном морозе на высоте более 100 метров. Ни дождь, ни ветер, ни мороз не могли сдержать темпов монтажа стального каркаса высотного здания. Не было такого дня, чтобы наша бригада не перекрыла свою норму в два-три раза. Помню, как в день семидесятилетия со дня рождения товарища Сталина мы решили преподнести великому вождю свой трудовой подарок. Весь наш коллектив дружно стал на стахановскую вахту. За смену бригада установила 50 конструкций каркаса. Это было невиданным рекордом в практике возведения высотных зданий...». Да, не так весело, как в песне, было все в реальной жизни. Тем не менее и эта песня – тоже документ.
«Скоро стройка завершится, мы пойдём тогда учиться», – пел Пётр Киричек в 1951 году. Это было правдой. Исторический факт состоит в том, что, закончив стройку, молодые люди действительно сдавали вступительные экзамены и поступали в построенный собственными руками университет. О том же пела и солистка Всесоюзного радиокомитета Нина Поставничева в песне «Молодые годы». Видимо, в качестве своеобразной «репарации» за нерасторопность с «Ленинскими горами» для Лаврентия Павловича Евгений Аронович написал еще одну песню о строителях Московского университета. Она стала продолжением темы участия молодежи в возведении высотных зданий. Возможно, самому поэту, возможно, кому-то из его корреспондентов на тот момент уже казались неуместными недавние строчки: «Мы вспомним наши годы молодые…». Естественно, что под местоимением «мы» авторы, люди зрелые и состоявшиеся, имели в виду себя. Но тот хит стал весьма популярен именно в молодежной строительской среде. Применительно к ней такие слова не подходили. Новую песню Долматовский уже сочинил не от первого лица, а от имени девушки, которая строит университет и вместе с этим готовится к будущей учебе.
Электросварщик за сваркой колоса в венке звезды, которой украшено здание Университета. 1951. Фото
В тексте песни «Молодые годы» обнаруживается еще одна интересная историческая подробность, касающаяся применения электрической сварки для монтажа конструкций высотных зданий. Электросварка была впервые использована для монтажа каркасов именно в Советском Союзе, в то время как в западной практике металлические каркасы небоскребов скреплялись при помощи заклепок. Еще один сценарий об электросварке разыгрывался в песне-продолжении «Молодых лет» «Звездочка» (центральная строчка из нее стала названием этого рассказа). Мастера сумели решить ее в шуточном ключе, остроумно поведав слушателю об оригинальном лирическом диалоге двух молодых строителей – юноши и девушки. Появление второй «серии» сюжета не было случайным. Первая была прелестно исполнена несравненной Ниной Поставничевой. Вторая же досталась ее близкому партнеру по молодым творческим годам и подмосткам, очень хорошему другу Ивану Шмелеву. Таким образом, авторы, зная историю этого сценического союза, сообща решили продолжить их своеобразный дуэт-перепев на радиоволне. Нежное, трепетное отношение певца к своей любимой солистке раскрылось в главном слове этого шлягера «звездочка», которым он ласково определил героиню. (Чуть позже он выступит перед ней на телевидении с персональной песней-обращением «По фронтовым дорогам».) Почему таким? Потому что она и была такой … звездочкой, звездой.
Читайте также:
«Незримая
звезда душевной песни»
Всё когда-нибудь заканчивается. Подходит к концу и наша высотная эпопея. «Небоскребы» построены, по крайней мере, большинство из них, люди начинают их обживать, наступает новое время, получившее с чьей-то легкой руки название «хрущевской оттепели». Да и жанр эстрадной песни все больше носит развлекательный характер, все меньше и меньше в нем победного пафоса социалистической стройки. На подходе уже и эпоха так называемой «бардовской» песни…
Страница из журнала «Смена», № 2, 1952 г.
Завершая обзор хитов о высотных домах, следует сказать еще об одной студенческой песне, увидевший свет еще в 1952 году. О ней я узнал гораздо позже, чем о предыдущих. Это шлягер «Молодость моя», записанный на Ленинградской студии артели «Пластмасс». Артель являлась уникальным в своем роде предприятием, деятельность которого до недавнего времени была достаточно плохо изучена. Достаточно сказать, что итогом работы этого производства стали многочисленные тиражи пластинок с беспрецедентным подчас репертуаром, стремительно разлетевшиеся по городам бывшего СССР, и... уголовное дело в отношении руководителей предприятия. Об основных вехах истории артели можно прочитать по этой ссылке. И конечно послушать саму песню!
Николай Кружков
Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей
|