Цитируется
по сборнику "Таланты земли Самарской" -
Самара 2003.
То,
что величайший композитор двадцатого
столетия
жил и работал в Самаре - Куйбышеве
1 год и 5 месяцев, не знает большинство
жителей нашего города. Среди
многочисленных домов с мемориальными
досками вы не найдете имени великого русского
композитора.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(Примечание автора сайта: В мае 2004 года на
фасаде дома, где жил Д.Шостакович была
установлена мемориальная доска, а 25
сентября 2006 года, в 100-летний юбилей
композитора, его именем была названа и сама
улица, носившая ранее название ул. "Рабочая")
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дмитрий
Дмитриевич Шостакович приехал в Куйбышев 22
октября 1941 года со вторым эшелоном Большого
театра, после страшных дней в блокадном
Ленинграде, напряжённой работы над Седьмой
симфонией и нескольких попыток попасть на
фронт. Из Москвы, где снова обращался в
военкомат с просьбой об отправке на фронт,
Шостакович с женой и двумя маленькими
детьми (Гале 5 лет, Максиму - 3) ехал около
недели до Куйбышева вместе с композиторами
P.M.Глиэром, А.И.Хачатуряном, В.Я.Шебалиным, Д.Б.Кабалевским,
пианистом Э.Г.Гилельсом, дирижёром Б.Э.Хайкиным,
скрипачом Д.Ф.Ойстрахом, художником Н.А.Соколовым.
А.И.Хачатурян вспоминал, как в вагоне вместо
42-х человек разместилось более 100... Какого-то
парня, забравшегося на третью полку, долго
убеждали уступить место Нине Васильевне
Шостакович с двумя детьми.
Свои
воспоминания о переезде в Куйбышев оставил
один из Кукрыник-сов, художник Н.А. Соколов:
«Спали плохо, да и негде было. Женщины
отдыхали ночью, мужчины днём - и то по
очереди. Я видел, как Д. Шостакович выходил
за кипятком на станциях, около вагона мыл
снегом посуду... Он ехал в единственном
старом костюме. Промочив ноги, пытался
найти кое-что из своих вещей. Не найдя,
расстроился. Я дал ему свои носки. - Спасибо!
Это очень благородно с вашей стороны, -
сказал он. Кто-то вручил ему рубашку и что-то
ещё. Вещи он брал, стесняясь, и всех
взволнованно благодарил».
Ярмарочный переулок. Школа № 81 (Фото 1950-х
годов)
Фото из собрания Г.В.Бичурова, автора сайта Самара в
открытках и фотографиях.
Здание
школы № 81 на Самарской площади. (Фото 2006 г.)
Почти
без вещей, без денег, с двумя детьми на руках,
удручённый пропажей чемоданчика с
партитурой Седьмой симфонии, Дмитрий
Дмитриевич поселился в школе № 81, что на
Самарской площади. Там, в классах,
разгороженных простынями и одеялами, жили
артисты Большого театра. В куче утерянных
вещей в Рузаевке отыскали и чемоданчик с
партитурой.
Дом
по ул. Фрунзе 140. (В новое время подвергся
реконструкции и перестройке).
Вскоре
Шостаковичу предоставили комнату в
квартире № 13 по улице Фрунзе, 140.
Постепенно
преодолевались угнетённость и
растерянность первых дней на куйбышевской
земле. После очередной неудачной попытки
добровольцем уйти на фронт, взялся за
работу. В ноябре семья переехала в
двухкомнатную квартиру (ул. Фрунзе, 146),
получила продуктовые карточки, и
композитор вплотную включился в творчество,
в общественную и концертную деятельность.
Незаконченная Седьмая «Ленинградская»
симфония мучительно звала, притягивала всё
существо. И вот в декабре 1941 года она
полностью захватила композитора. 27 декабря
симфония была закончена.
Дом
по ул. Фрунзе 146. Ныне на доме установлена
мемориальная доска.
О
первом впечатлении о симфонии написаны
десятки статей и воспоминаний.
Вот
одно из них. Воспоминание известного
сценариста А.Я.Каплера: «Он играл, сидя на
краешке стула, - худенький, с острыми
плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим
на голове, удивительно похожий на
примерного ученика, на гимназиста с первой
парты. За окном медленно опускался снег... А
рядом... грохотала война - страшная и великая,
здесь полыхало пламя её и пахло горькой
гарью пожарищ, здесь слышался гром
катастроф...»
С
января 1942 года С.А.Самосуд и оркестр
Большого с волнением готовили премьеру
симфонии. Шостакович сам составил краткое
пояснение и перед началом концерта
выступил с вступительным словом. Старожилы
Самары помнят об этом событии, когда музыка
воспринималась не только слухом...
ощущалась всеми нервами, казалось, даже
зрением. Во время исполнения первой части
всех била дрожь.
Замечательные
воспоминания о первом впечатлении от
музыки симфонии, услышанной на репетиции,
оставил писатель А.Н.Толстой, также живший в
нашем городе во время войны: «В большом фойе
между колонн расположился оркестр
московского Большого театра, один из самых
совершенных музыкальных коллективов в мире.
За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке.
Позади него на стуле - Шостакович, похожий
на злого мальчика.
Наверху,
высоко на хорах, облокотясь о дубовые
перила, застыли очарованные слушатели.
Сейчас - после корректур - будут проиграны
все четыре части. Взмахивает мокрыми
волосами Самосуд, пронзает палочкой
пространство, скрипки запевают о
безудержной жизни счастливого человека.
Седьмая симфония посвящена торжеству
человеческого в человеке».
На
другой день после премьеры микрофильм
партитуры был отправлен за рубеж. Началось
её восторженное шествие по лучшим
оркестрам мира.
Площадь
им. В.В.Куйбышева. Здание ДК им. Куйбышева (ныне
Самарский Театр оперы и балета), в помещении
которого в 1941-1943 гг. размещался ГАБТ СССР. В
этом здании
5 марта 1942 года состоялось первое
исполнение 7-ой симфонии Д.Д.Шостаковича
В
военном Куйбышеве были созданы и другие
произведения: опера «Игроки» (по Н.Гоголю),
Вторая фортепианная соната, сюита «Родной
Ленинград», романс «Сыну» (на сл. У.Ралея в
переводе Б.Пастернака), «Сонет 66» (на сл. В.
Шекспира), романсы «Макферсон перед казнью»,
«Дженни», «В полях под снегами» (на сл. Р.Бёрнса
в переводе С.Маршака), песня «Королевский
поход» (на англ. нар. текст в переводе
Маршака), музыка к спектаклю ансамбля НКВД «Отчизна»,
оркестровка оперы М.Мусоргского «Борис
Годунов». Именно здесь, на Самарской земле,
была задумана Восьмая симфония,
восстановлена и завершена опера погибшего
на фронте любимого ученика В.Флейшмана «Скрипка
Ротшильда». Известны и публицистические
работы, написанные в Куйбышеве в 1941-1942 годах:
статья в газете Известия (13 февраля 1942 года)
«Моя Седьмая симфония». Аннотация к Седьмой
симфонии в
программе концерта (5 марта 1942 года),
рецензия на постановку Большого театра
оперы М. Глинки «Иван Сусанин» в газете
Правда (7 мая 1942 года), статья «Замечательный
оркестр» в Литературной газете (1 августа 1942
года), статья «Выдающийся музыковед» (об А.С.
Оголевце. В газете Волжская коммуна 14
января 1943 года).
Уже
в начале ноября 1941 года газеты известили о
творческом вечере Д.Д.Шостаковича.
Интенсивность и многогранность концертной
и общественной работы Шостаковича в
Куйбышеве поразительны. Неоднократно
выступал он в филармонии, в драмтеатре, на
радио, в музыкальной школе, ездил по
госпиталям. Играл и свои произведения, и
классику.
В
октябре-ноябре 1942 года состоялись два
авторских концерта, в которых принимал
участие сам композитор.
Музыкально-общественная
работа Шостаковича в Куйбышеве имела
решающее значение для развития творческой
жизни и музыкального образования города.
С
декабря 1941 года в Куйбышеве началась
деятельность отделения Союза композиторов,
который возглавил Шостакович.
«...
Он старательно занялся новой работой. Ему
помогают Л.Н.Оборин, музыковед А.С.Оголовец,
композитор В.Н.Денбский. «Как видишь, люди
все хорошие и проверенные в своём деле», -
делился он с Шебалиным». Заседания Союза
были еженедельными. «Посвящались они,
главным образом, обсуждению новых
произведений. Эту форму Шостакович считал
основной, самой необходимой, продуктивной,
способствовавшей активизации
композиторских сил».
Так
уже в декабре 1941 года в помещении
радиокомитета состоялась первая «Музыкальная
среда. «Собравшиеся прослушали три части
Седьмой симфонии Шостаковича в
фортепианном исполнении автора. Затем
состоялся обмен мнениями, в котором
участвовали чешский профессор Зденек
Неедлы, венгерский антифашистский
композитор Ференц Сабо, куйбышевский
композитор Виктор Денбский и другие».
К
сожалению, не удалось восстановить
содержание последующих «Музыкальных сред».
По воспоминаниям А.В.Фере и Л.Ф.Другова, это
были творческие отчёты композиторов,
прослушивание и обсуждение новых
произведений, встречи с писателями,
артистами, деятелями искусства,
общественностью.
Мемориальная
доска стене дома по ул. Фрунзе 146 где жил Д.Д.Шостакович.
В
1942 году Союз композиторов провёл «Открытый
конкурс на лучшее музыкальное произведение
всех жанров, посвящённое 25-летию Великой
Октябрьской Социалистической революции».
27
авторов представили на конкурс 58
произведений. Председатель жюри - Д.Д.Шостакович.
Известно,
что Дмитрий Дмитриевич охотно помогал
куйбышевским композиторам: В.Н.Денбскому, А.Ю.Ожарко,
А.Я.Пейсину, Л.Ф.Другогву.
Леонид Филиппович Другов рассказал, что в
течение всего времени пребывания
Шостаковича в Куйбышеве тесно общался с
этим великим мастером, консультировался,
показывал свои произведения, наброски.
Куйбышевские музыканты, вспоминая работу в
Союзе композиторов и встречи с
Шостаковичем, неизменно подчёркивали его
особую деликатность, интеллигентность. Он
всегда был внимателен к людям, готов
помогать чем мог. Так Алексей Васильевич
Фере рассказал о их совместном хождении по
различным источникам в хлопотах о
помещении для Союза композиторов. С юмором
вспоминал, как вместе ходили в военкомат.
Шостакович постоянно хлопотал о ком-то:
заболел Л.Оборин - доставал лекарства, его
куйбышевский телефон 2-22-73 знали все
музыканты.
Общественная
работа отнимала много времени и сил. Вместе
с московским композитором М.М.Черёмухиным
он организует в Куйбышеве музыкальные
радиопередачи; вместе с певицей В.В.Барсовой
и художником В.П.Ефановым работает в
оргкомитете создававшегося весной 1942 года
филиала Центрального дома работников
искусств (ЦДРИ).
Шостакович
был консультантом и добрым другом
музыкальной школы № 1. Часто играл там,
встречался с педагогами, слушал игру ребят,
участвовал в экзаменационной комиссии,
помогал способным ученикам в устройстве
их дальнейшей учёбы.
Когда
оргкомитет Союза решил выпустить книгу «Советская
музыка за 25 лет», Шостакович возглавил
редакционную коллегию.
Он
занимается приглашением в Куйбышев
именитых музыкантов, устраивает встречи и
дискуссии, вникает во все мелочи
композиторской организации, работает
консультантом Комитета по делам искусства
при Совете Народных Комиссаров СССР, в
ноябре 1942 г. выступает с пламенной речью на
антифашистском митинге работников
литературы и искусства.
В
марте 1942 года Шостаковича получает большую
4-х комнатную квартиру с отдельным кабинетом,
роялем и видом на Волгу (ул. Вилоновская, д. 2
а, кв. 2). Благополучно добрались до
Куйбышева мать, сестра и племянник.
Ул. Вилоновская, д. 2а.
В
январе-феврале 1943 года Дмитрий Дмитриевич
тяжело переболел брюшным тифом. 3 марта 1943-го
он выезжает в Москву. Предстояло
подлечиться в подмосковном санатории «Архангельское».
Затем Шостакович обосновывается в Москве,
на улице Кирова, 21.
Так
заканчивается куйбышевский период жизни и
творчества нашего выдающегося композитора.
Фото
Н.Кружкова, 2006.
|