ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

В.Н. Бацун, профессор СамГПУ

Шостакович в музыкальной жизни г. Куйбышева военных лет

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

Цитируется по материалу «Психология искусства: образование и культура»,
Межвузовский сборник научных трудов. Самара: СГПУ, 2002 г., 362 с.

 

Известно, что г. Куйбышев (Самара до 1935-го и с 1991-го) в годы Великой Отечественной войны превратился в столицу тыла. Сюда были эвакуированы правительственные учреждения, иностранные посольства, учреждения культуры, был построен бункер Сталина, развернулась оборонная промышленность. Одновременно город стал и культурным центром. Небывалого размаха достигла музыкальная жизнь. Именитые артисты, прославленные коллективы вели здесь широкую концертную деятельность.

Читая скупые строки архивных документов и периодическую печать того времени, поражаешься богатству и разнообразию, а, главное, высочайшему уровню культурной жизни. Невольно возникает картина непрерывного бурного потока художественных событий, непрекращающихся концертов в госпиталях, клубах, театрах, концертных залах, воинских частях. Поражает и тяга людей к музыкальному искусству. Документы тех лет свидетельствуют о переполненных залах, где звучала классическая музыка, о живейшем интересе к опере, оперетте. Даже ночные эстрадные концерты в фонд обороны давали полные сборы. Это после 10-часового рабочего дня при полуголодном режиме и тревожных сводках Информбюро.

С первых дней войны артисты уходили на фронт. В рядах Красной армии побывали дирижер оркестра филармонии О. Оленин, концертмейстер М. Тейх. Вместе с Красной армией дошли до Берлина куйбышевские артистки Наталья Снегирева и Вера Зенкевич, певшая у стен Рейхстага в дни победы «Ах, Самара, городок».

Одна за другой выезжали на фронт концертные бригады артистов Куйбышевской филармонии, которая была открыта незадолго до начала войны (5 апреля 1940 года). Известно, что только одна бригада, возглавляемая артистом Яном Ядовым, за четыре месяца 1943 года «дала 208 концертов, на которых присутствовало 70 тысяч зрителей-фронтовиков. Каждый концерт превращался в митинг … 5 месяцев провела на фронте бригада под руководством артиста Дуброва. За это время дано 180 концертов» (1).

Значительно расширилась за годы войны сеть музыкальных учреждений и творческих коллективов города: в декабре 1941 г. был образован Союз композиторов, в 1942 г. открылся Дом народного творчества с прекрасным фольклорным кабинетом, в котором долгое время хранились уникальные записи богатейшего многонационального народного творчества нашей области, а также филиал Центрального дома работников искусств. При Куйбышевской филармонии функционировали передвижной оперный театр, студия эстрадного искусства (затем – театр эстрады и миниатюр), хор русской песни (позднее – ансамбль песни и пляски), лекторий, струнный квартет, симфонический ансамбль.

Интереснейшая страница в истории музыкальной культуры военного Куйбышева - деятельность Большого театра СССР в нашем городе. С начала октября 1941 года тремя эшелонами сюда прибыли 500 артистов и сотрудников театра. Один год и 9 месяцев без отпусков и выходных, при неустроенном быте, с постоянной тревогой о родных и близких, выдающиеся вокалисты, дирижеры, артисты балета и оркестра, художники, режиссеры несли высокое искусство труженикам тыла и бойцам, отправлявшимся на фронт. Местная периодика достаточно полно освещает работу Большого театра: «ГАБТ за время пребывания в Куйбышеве дал рад спектаклей из своего основного репертуара … в концертном или полном сценическом оформлении. Одновременно с текущей работой театр провел ряд концертов, в которых принимала участие наряду с ведущими артистами театра и талантливая молодежь. Кроме спектаклей, театр ежедневно дает несколько концертов в госпиталях, воинских частях, на заводах, предприятиях и в школах города. Артисты ежедневно участвуют в культурно-художественной жизни города, выступая в филармонических концертах, по радио, руководят художественной самодеятельностью в воинских частях, на фабриках и заводах. Театр провел концерт, весь сбор от которого поступил в фонд танковой колонны имени В.В. Куйбышева. В ближайшие дни состоятся концерты на постройку эскадрильи противотанковых самолётов «Советский артист» и в пользу МОПР. Спектакли и концерты идут при переполненном зале» (2).

Программы концертов поражают своей содержательностью и обширностью. Перед спектаклем или концертом со сцены шли сообщения о событиях на фронте.

Помимо оркестра и солистов с большим успехом выступал квартет им. Большого театра. Многие концерты давались в Фонд обороны. Только концерт И.С. Козловского в апреле 1942 года дал в Фонд обороны 24325 рублей.

До конца июля 1943 года Большой театр показал в нашем городе 9 оперных и 5 балетных премьер. Артисты ГАБТа дали более 500 концертов.

Большой театр Союза ССР своим влиянием, высокой музыкальной культурой пронизал все поры культурной жизни города. Работники театра, солисты, оркестр помогали местным музыкальным учреждениям. Вот некоторые примеры.

В суровые дни ноября 1942 года жюри, в состав которого входили Л. Штейнберг, В. Небольсин, Н. Шпиллер, М. Максакова, В. Жук, а также местные композиторы и артисты, объявил о результатах конкурса на лучшее исполнение произведений советских композиторов. В конкурсе участвовало 50 исполнителей - артистов Большого театра, Куйбышевской филармонии, драмтеатра. 5 марта 1942 года в исполнении оркестра Большого театра под управлением C.А. Самосуда впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича. А через месяц - новая премьера, подготовленная хором, оркестром и солистами ГАБТа: кантата С. Прокофьева «Александр Невский». В октябре того же года состоялась декада советской музыки, в программу которой наряду с произведениями Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, С. Прокофьева, Н. Мясковского вошли лучшие произведения местных композиторов.

Город жил кипучей, полнокровной музыкальной жизнью. Во время войны в нашем городе работала большая группа видных деятелей культуры, эвакуированных из Москвы, Ленинграда и других городов: писателей, художников, артистов, музыкантов. Среди них известные дирижёры: С.А. Самосуд, А.Ш. Мелик-Пашаев, В.В. Небольсин, Л.П. Штейнберг, Ю.Ф. Файер; приезжали на гастроли К.П. Кондрашин, Б.Э. Хайкин, Н.Г. Рахлин, И.В. Петров. Работали известные хормейстеры: А. Свешников, М. Купер, А. Варламов, Д. Дмитриев. Здесь жили и много концертировали пианисты: Л. Оборин, Э. Гилельс, Р. Тамаркина, Г. Коган, В. Кельман; гастролировали Я. Флиер, М. Гринберг, Я. Зак, Г. Гинзбург, скрипачи: Д. Ойстрах, Ю. Реентович, В. Жук, Л. Гилельс, Л. Коган, Б. Гольштейн, виолончелисты: С. Кнушевицкий, В. Матковский. Весь период выступали с концертами певцы: В. Барсова, М. Рейзен, И. Козловский, А. Батурин, Н. Шпиллер, Д. Пантофель-Нечецкая, М. Михайлов, А. Иванов, Е. Кругликова, Г. Большаков, М. Максакова, П. Норцов, Б. Златогорова.

Существенный вклад в музыкальную культуру Куйбышевского края внесли работавшие здесь во время войны композиторы Р.М. Глиэр, А.Н. Цфасман, В.М. Юровский, А.В. Мосолов, А.А. и Г.А. Крейны, Д.А. Толстой, С.А. Чернецкий, А.С. Жак, А.Я. Пейсин, Ю.А. Левитин, братья Покрассы, также музыковеды А.С. Оголевец, С.И. Шлифштейн, К.М. Щедрин, Д.А. Рабинович, Г.М. Коган, Ф. Сабо (венгерский музыковед и композитор), З. Неедлы (чешский учёный-музыковед).

Непродолжительное время работали А.В. Александров. В.Г. Захаров, И.О. Дунаевский.

С сентября 1941 по март 1943 в Куйбышеве жил и работал Д.Д. Шостакович.

Куйбышевский период жизни Д.Д. Шостаковича описан музыковедами С.М. Хентовой, Е.М. Цветовой, а также куйбышевским писателем В.И. Молько.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович приехал в Куйбышев 22 октября 1941 г. со вторым эшелоном Большого театра после страшных дней в блокадном Ленинграде, напряжённой работы над Седьмой симфонией и нескольких попыток попасть на фронт. Из Москвы, где снова обращался в военкомат с просьбой об отправке на фронт, Шостакович с женой и двумя маленькими детьми (Гале 5 лет, Максиму 3 года) ехал около недели до Куйбышева вместе с композиторами Р.М. Глиэром, А.И. Хачатуряном, В.Я. Шебалиным, Д.Б.Кабалевским, пианистом Э.Г. Гилельсом, дирижёром Б.Э. Хайкиным, скрипачом Д.Ф. Ойстрахом, художником Н.А. Соколовым. А.И.Хачатурян вспоминал, как в вагоне вместо 42 человек разместилось более 100... Какого-то парня, забравшегося на третью полку, долго убеждали уступить место Нине Васильевне Шостакович с двумя детьми» (3).

Свои воспоминания о переезде в Куйбышев оставил один из Кукрыниксов, художник Н.А. Соколов: «Спали плохо, да и негде было. Женщины отдыхали ночью, мужчины днём - и то по очереди. Я видел, как Д. Шостакович выходил за кипятком на станциях, около вагона мыл снегом посуду... Он ехал в единственном старом костюме. Промочив ноги, пытался найти кое-что из своих вещей. Не найдя, расстроился. Я дал ему свои носки. "Спасибо! Это очень благородно с вашей стороны", - сказал он. Кто-то вручил ему рубашку и что-то ещё. Вещи он брал стесняясь, и всех взволнованно благодарил» (4).

В книге С.М. Хентовой подробно описан эпизод о прибытии Шостаковича в Куйбышев. Почти без вещей, без денег, с двумя детьми на руках, удручённый пропажей чемоданчика с партитурой Седьмой симфонии Дмитрий Дмитриевич поселился в школе № 82, что на Самарской площади. Там, в классах, разгороженных простынями и одеялами, жили артисты Большого театра. В куче утерянных вещей в Рузаевке отыскали чемоданчик с партитурой (5).

С.М. Хентова вспоминает: «Вскоре Шостаковичу предоставили комнату в квартире № 13 по улице Фрунзе, 140.  И сразу комната стала прибежищем для многих знакомых и малознакомых людей: кто оставался на ночлег, кто просто заходил «на огонёк», зная, что встретит заботу и участие. Кормили чем могли» (6).

Постепенно преодолевались угнетённость и растерянность первых дней на куйбышевской земле. После очередной неудачной попытки добровольцем уйти на фронт, он взялся за работу. В ноябре семья переехала в двухкомнатную квартиру (Фрунзе, 148), получила продуктовые карточки, и композитор вплотную включился в творчество, в общественную и концертную деятельность. Незаконченная Седьмая «Ленинградская» симфония мучительно звала, притягивала всё существо. И вот в декабре 1941 года она полностью захватила композитора. 27 декабря симфония была закончена.

О первом впечатлении о симфонии написаны десятки статей и воспоминаний.

Вот одно из них. Воспоминания известного сценариста А.Я. Каплера: «Он играл, сидя на краешке стула, худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове, удивительно похожий на примерного ученика, на гимназиста с первой парты. За окном медленно опускался снег... А рядом... грохотала война - страшная и великая, здесь полыхало пламя её и пахло горькой гарью пожарищ, здесь слышался гром катастроф...» (7).

С января 1942 года С.А. Самосуд и оркестр Большого с волнением готовили премьеру симфонии. Шостакович сам составил краткое пояснение и перед началом концерта выступил с вступительным словом. Старожилы Самары помнят об этом событии, когда музыка воспринималась не только слухом... ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била дрожь.

Замечательные воспоминания о первом впечатлении от музыки симфонии, услышанной на репетиции, оставил писатель А.Н. Толстой, так же живший в нашем городе во время войны: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке» (8).

На другой день после премьеры микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. Началось её восторженное шествие по лучшим оркестрам мира.

В военном Куйбышеве были созданы и другие произведения: опера «Игроки» (по Н. Гоголю), Вторая фортепианная соната, сюита «Родной Ленинград», романс «Сыну» (на сл. У. Ралея в переводе Б. Пастернака), «Сонет 66» (на сл. В. Шекспира), романсы «Макферсон перед казнью», «Дженни», «В полях под снегои м дождем...» (на сл. Р. Бёрнса в переводе С.Маршака), песня «Королевский поход» (на англ. нар. текст в переводе Маршака), музыка к спектаклю Ансамбля НКВД «Отчизна», оркестровка оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Именно здесь, на Самарской земле, были задуманы Восьмая симфония, восстановлена и завершена опера погибшего на фронте любимого ученика В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Известны и публицистические работы, написанные в Куйбышеве в 1941 - 1942 годах: статья в газете «Известия» (13 февраля 1942 г.) «Моя Седьмая симфония». Аннотация к Седьмой симфонии в программе концерта (5 марта 1942 г.), рецензия на постановку Большого театра оперы М. Глинки «Иван Сусанин» в газете «Правда» (7 мая 1942 г.), статья «Замечательный оркестр» в «Литературной газете» (1 августа 1942 г.), статья «Выдающийся музыковед» (об А.С. Оголевце) в газете «Волжская коммуна» 14 января 1943 г.

Уже в начале ноября 1941 года газеты известили о творческом вечере Д.Д.Шостаковича.

Интенсивность и многогранность концертной и общественной работы Шостаковича в Куйбышеве поразительны. Неоднократно выступал он в филармонии, в драмтеатре, на радио, в музыкальной школе, ездил по госпиталям. Играл он и свои произведения, и классику. С оркестром ГАБТа исполнял свой фортепианный концерт, с артистом Большого театра А. Батуриным цикл романсов на стихи Пушкина, аккомпанировал В. Барсовой, М. Рейзену, И. Козловскому. На одной из творческих встреч, организованных местным отделением Всероссийского театрального общества для писателей, композиторов, театральных деятелей, с работниками искусства и журналистами «Д. Шостакович с изумительным мастерством исполнил скерцо из своей Пятой симфонии и сыграл партию рояля в сонате для виолончели. Партия виолончели исполнена Л. Матковским» (9).

А вот заметка от 22 мая 1942 г.: «24 мая в 19 ч. 20 мин. областной радиокомитет организует концерт из произведений лауреата Сталинской премии, профессора Д. Шостаковича. В концерте принимают участие профессор Д. Шостакович и артист Большого театра СССР скрипач Юлий Реентович».

В октябре - ноябре 1942 г. состоялись два авторских концерта, в которых принимал участие сам композитор.

Музыкально-общественная работа Шостаковича в Куйбышеве имела решающее значение для развития творческой жизни и музыкального образования города.

С декабря 1941 года в Куйбышеве началась деятельность отделения Союза композиторов, который возглавил Шостакович.

«... Он старательно занялся новой работой. Ему помогают Л.Н. Оборин, музыковед А.С. Оголовец, композитор В.Н. Денбский. «Как видишь, люди все хорошие и проверенные в своём деле», - делился он с Шебалиным» (10).

Заседания союза были еженедельными. С.М. Хентова сообщает, что «посвящались они, главным образом, обсуждению новых произведений. Эту форму Шостакович считал основной, самой необходимой, продуктивной, способствовавшей активизации композиторских сил (там же)».

Так уже в декабре 1941 г. в помещении радиокомитета состоялась первая «Музыкальная среда». «Собравшиеся прослушали три части Седьмой симфонии Шостаковича в фортепианном исполнении автора. Затем состоялся обмен мнением, в котором участвовали чешский профессор Зденек Неедлы, венгерский антифашистский композитор Ференц Сабо, куйбышевский композитор Виктор Денбский и другие», - сообщает «Волжская Коммуна» (11).

К сожалению, не удалось восстановить содержание последующих «Музыкальных сред». По воспоминаниям А.В. Фере и Л.Ф. Другова это были творческие отчёты композиторов, прослушивание и обсуждение новых произведений, встречи с писателями, артистами, деятелями искусства, общественностью.

В 1942 году Союз композиторов провёл «Открытый конкурс на лучшее музыкальное произведение всех жанров, посвящённое XXV-летию Великой Октябрьской социалистической революции» (12). «27 авторов представили на конкурс 58 произведений. Состав жюри: Д. Шостаковйч (председатель), члены - А. Мелик-Пашаев, профессор А. Оголовец, М. Максакова, главный хормейстер ГАБТа М. Купер, директор филармонии А. Щепалин, доцент ленинградской консерватории Р. Зарицкая, композитор А. Пейсин (13)».

Конкурс вызвал горячий отклик. За его ходом следили сотни музыкантов и любителей музыки. Жюри предстояло проделать колоссальный и ответственный труд: организовать исполнение, прослушать и обсудить более полусотни музыкальных произведений.

На конкурсе отлично выступил куйбышевский композитор Савелий Орлов. Он получил два почётных диплома: за симфоническую поэму, посвящённую Великой отечественной войне (по разделу симфонической литературы) и за "Партизанские частушки" на слова М. Танка (по разделу массовой и эстрадной литературы).

Известно, что Дмитрий Дмитриевич охотно помогал куйбышевским композиторам: В.Н. Денбскому, А.Ю. Ожарко, А.Я. Пейсину, Л.Ф. Другову. Леонид Филиппович Другов рассказал, что в течение всего времени пребывания Шостаковича в Куйбышеве «тесно общался с этим великим мастером, консультировался, показывал свои произведения, наброски...

... Дмитрий Дмитриевич был очень скуп на всякие высказывания. Обычно у него всё выражалось в двух - трёх словах». Но когда Леонид Филиппович показал Шостаковичу свою кантату «Казнь Степана Разина» на стихи Суркова, «Дмитрий Дмитриевич её послушал, так немного подумал, а потом сказал: «А Вы знаете, много хорошей музыки» (из интервью автора с Л.Ф. Друговым, записанным в 1969 году). Известно, что Шостакович очень помогал куйбышевскому композитору В.Н. Денбскому в работе над оперой «Маскарад», молодым композиторам, готовящимся вступить в Союз композиторов, Я. Каплуну и В. Антюфееву.

Куйбышевские музыканты, вспоминая работу в Союзе композиторов и встречи с Шостаковичем, неизменно подчёркивали его особую деликатность, интеллигентность. Он всегда был внимателен к людям, готов помогать, чем мог. Так Алексей Васильевич Фере рассказал об их совместном хождении по различным источникам в хлопотах о помещении для Союза композиторов. С юмором вспоминал, как вместе ходили в военкомат. Шостакович постоянно хлопотал о ком-то: заболел Л. Оборин - доставал ему лекарства. Куйбышевский телефон композитора 2-22-73 знали все музыканты.

Общественная работа отнимала много времени и сил. Вместе с московским композитором М.М. Черёмухиным он организует в Куйбышеве музыкальные радиопередачи; вместе с певицей В.В. Барсовой и художником В.П. Ефановым работает в оргкомитете создавшегося весной 1942 г. филиала Центрального дома работников искусств (ЦДРИ).

Шостакович был консультантом и добрым другом музыкальной школы №1. Часто играл там, встречался с педагогами, слушал игру ребят, участвовал в экзаменационной комиссии, помогал способным ученикам в устройстве их дальнейшей учёбы.

Когда оргкомитет союза решил выпустить книгу «Советская музыка за 25 лет», Шостакович возглавил редакционную коллегию.

Он приглашает в Куйбышев именитых музыкантов, устраивает встречи и дискуссии, вникает во все мелочи композиторской организации, работает консультантом комитета по делам искусства при Совете народных комиссаров СССР, в ноябре 1942 г. выступает с пламенной речью на антифашистском митинге работников литературы и искусства.

Напряжённая работа и постоянная тревога о близких, оставленных в Ленинграде, отрицательно сказывалась на его здоровье. В Куйбышеве он часто болел. Особенно тяжело переболел он и дети брюшным тифом в феврале 1943 года.

В марте 1942 года Шостакович получает большую четырехкомнатную квартиру с отдельным кабинетом, роялем и видом на Волгу (ул. Вилоновская, д. 2а, кв. 2). Благополучно добрались до Куйбышева мать, сестра и племянник.

У Шостаковича появляется возможность спокойно работать. Смерть в Ташкенте любимого учителя Л.В. Николаева дала толчок к сочинению трагической Второй фортепианной сонаты. Пришлось отложить начатую оперу «Игроки» (по Н. Гоголю).

3 марта 1943 года Д.Д.Шостакович выезжает в Москву. Ему предстояло подлечиться в подмосковном санатории «Архангельское». Затем Шостакович обосновывается в Москве (на улице Кирова, 21, кв. 48.)

Так заканчивается куйбышевский период жизни и творчества нашего выдающегося композитора.

 

Каталог творчества Д. Шостаковича. Куйбышевский период.

 

Композиторское творчество:


Седьмая симфония. Финал (первые 3 части написаны в Ленинграде), подготовка всей партитуры.
Оркестровка оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».
Опера «Игроки» (по Н. Гоголю).
Вторая фортепианная соната.
Сюита «Родной Ленинград».
Романс «Сыну» на слова У. Ралея в переводе Б. Пастернака.
«Сонет 6б» на слова В. Шекспира в переводе С. Маршака.
Песня «Королевский поход» на английский народный текст в переводе С. Маршака.
Романсы на слова Р. Бёрнса в переводе С. Маршака: «Дженни», «В полях под снегом и дождем», «Макферсон перед казнью».
Завершение оперы В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда».

 

Публицистические работы:


Статья «Моя седьмая симфония», газета «Известия» от 13 февраля 1942 г.
Аннотация к Седьмой симфонии. Программа концерта 5 марта 1942 г
Рецензия на постановку Большого театра оперы М. Глинки «Иван Сусанин», газета «Правда», 7 мая 1942 г.
Статья «Замечательный оркестр», «Литературная газета» 1 августа 1942 г.
Статья «Выдающийся музыковед», газета «Волжская коммуна» 14 января 1943 г.

 

Концертная деятельность:

 

Концерт по радио вместе с артистами Большого театра (ноябрь 1941 г.).
Вступительное слово к первому исполнению Седьмой симфонии (5 марта 1942 г., Дворец культуры им. Куйбышева).
Авторские концерты 16, 18, 22 декабря 1941 г.; 20 октября, 3 ноября, 22 ноября 1942 г.
Концерт-встреча деятелей литературы и искусства (драмтеатр, декабрь 1941 г.).
Радиоконцерт из произведений Шостаковича с участием автора (24 мая 1942г.).
Концерты в госпиталях, клубах, драмтеатре, музыкальной школе №1.
 

Список цитируемой литературы:

 

1. «Волжская коммуна» от 5 октября 1943 г.
2. «Волжская коммуна» от 6 февраля 1942 г.
3. Хачатурян А.И. «Страницы жизни и творчества», М., 1982 г., с. 138.
4. Соколов Н.А. «О встречах с Шостаковичем». В кн. «Наброски по памяти». т.2., Л., 1984 г., с. 55.
5. Хентова С.М. «Шостакович». т.2., Л., 1986 г.
6. Там же.
7. Каплер А.Я. «Строка в старой записной книжке», Новый мир. – 1978 г., №11, с. 292.
8. Толстой А.Н. «На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича», «Правда», от 16 февраля 1942 г.
9. «Волжская коммуна» от 3 декабря 1941 г.
10. Хентова С.М. «Шостакович», т.2., с.44, Л., 1986 г.
11. «Волжская коммуна» от 16 декабря 1941 г.
12. «Волжская коммуна» от 16 сентября 1942 г.
13. «Волжская коммуна» от 30 октября 1942 г.

 

Читайте также:

 

Дмитрий Шостакович в Куйбышеве
 

Куйбышевские страницы жизни и творчества Д. Д. Шостаковича.

 

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР
в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Большой театр в Куйбышеве (1941-1943 гг.)

 

О деятельности работников культуры Куйбышевской области в 1941-1945 гг.

 

Из справки о работе театра оперы, балета и музкомедии в годы войны.

 

Документальный Спецпроект Запасная столица на сайте Виртуальная Ретро Фонотека

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.