Идея
такого переименования возникла уже давно.
Куйбышевские музыковеды и краеведы вносили
соответствующие предложения еще в 70-х годах
XX столетия. Однако долгие годы город
Куйбышев (ныне опять Самара) никак не
напоминал своим гостям и жителям о
присутствии на своей земле гения советской
музыки.
Торжественный
митинг около дома по ул. Фрунзе 146, где жил Д.Д.Шостакович.
Ситуация
изменилась в 2004 году. Годом ранее, в мае 2003
года идею установки мемориальной доски
высказал и Родион Щедрин, присутствовавший
в качестве гостя на Самарской ассамблее.
Через год доска была установлена на стене
дома по ул. Фрунзе 146, (пересечение с "Рабочей"),
где композитор жил в 1942 году и где им была
завершена известная на весь мир Седьмая
симфония. Над изготовлением мемориальной
доски работал скульптор Карен Саркисов.
Мемориальная
доска стене дома по ул. Фрунзе 146 где жил Д.Д.Шостакович.
Справедливости
ради следует сказать, что это не
единственный адрес Д.Шостаковича в Самаре и
в доме на "Рабочей" он жил всего 4
месяца.
Прибыв
в Куйбышев 22 октября 1941 он поселился вместе
с артистами ГАБТ СССР в здании школы №81 на
Самарской площади. Вскоре Шостаковичу
предоставили комнату в квартире № 13 по
улице Фрунзе, 140. Уже в ноябре семья
композитора переехала в
двухкомнатную квартиру в доме на ул. Фрунзе,
146. После премьеры Седьмой симфонии в марте
1942 года Шостаковича получает большую 4-х
комнатную квартиру с отдельным кабинетом,
роялем и видом на Волгу по адресу ул.
Вилоновская, д. 2 а, кв. 2. Здесь он живет целый
год и 3 марта 1943-го он выезжает в Москву.
Однако
предвидя в перспективе переименование
улицы и учитывая ряд других специфических
моментов мемориальной доской было решено
отметить именно дом напротив здания
Драматического театра.
Перед
началом митинга представители прессы не
теряли времени даром.
Есть и еще один момент, который необходимо отметить. Переименована была только
часть "Рабочей", которая фактически состояла из двух улиц с одинаковым
названием. Произошло это после того, когда в 30-е годы на площади Куйбышева было
выстроено масштабное здание Дворца Культуры. Таким образом улица оказалась как
бы разделена на два самостоятельных отрезка. Один из отрезков начинался от
ограды городского Струковского сада и упирался в
площадь Куйбышева, другой начинался от
тыльной стороны здания Дворца культуры и
заканчивался возле стадиона "Локомотив"
недалеко от железнодорожного вокзала.
Появление
выступающих привлекло общее внимание.
К
открытию улицы Шостаковича был приурочен
торжественный митинг, начавшийся в 14-00.
Присутствовали журналисты и представители
телекомпаний, которые перед началом
торжества брали интервью у известных людей
и присутствующих.
Выступает
самарский композитор М.Г.Левянт.
Первым
слово взял известный самарский композитор,
председатель самарского отделения Союза
композиторов России М.Г.Левянт. Именно Д.Шостаковичу
принадлежала идея создания в Куйбышеве
этой организации, куда вошли и в которой
вели активную творческую работу не только
местные композиторы, но и те кто был
эвакуирован в наш город из Москвы и
блокадного Ленинграда. Сам же Д.Шостакович
был избран тогда первым председателем созданной
в годы войны организации. В свой речи М.Г.Левянт
выразил благодарность в адрес Главы города
Г.С.Лиманского, который в канун юбилея
подписал соответствующее постановление о
переименовании улицы.
Выступает
Глава города Самары Г.С.Лиманский.
Второе
выступление принадлежало Г.С.Лиманскому,
мэру г.Самары. В своей короткой речи он
подчеркнул значение таланта Д.Шостаковича
для российской и мировой культуры, а так же
упомянул о значении его пребывания для
просвещенной Самары. Собравшиеся обступили
выступавших плотным кольцом.
Г.С.Лиманский
и М.Г.Левянт "открывают" улицу Д.Шостаковича.
После
этого с новой адресной таблички на углу
дома была стянута полупрозрачная накидка,
что знаменовало самый торжественный момент
мероприятия.
Без
какой-либо вступительной паузы по площади
разнеслась мелодия "Песни о встречном"
и ее слова подхватил хор. Фонограмма
звучала громко и чувствовалось что петь
девушкам было трудно.
Хор
(в момент подготовки к выступлению).
При
всем уважении как к памяти композитора, так
и к организаторам мероприятия, я вынужден
отметить явную "пиарность" торжества,
которое вероятно было каким-то образом
связано с предстоящими выборами Главы
города. Озадачивал так же нездоровый "комсомольский"
задорный пафос, с которым зачитывались из
репродуктора приветственные телеграммы в
адрес города. В таком пафосном ключе была
зачитана благодарственная телеграмма от
Максима Шостаковича и другие приветствия
от различных известных людей и творческих
организаций.
Улица
Д.Шостаковича (бывшая "Рабочая") в г.
Самара. По этой улице
5 марта 1942 года композитор шел на премьеру
своей Седьмой симфонии.
В
день столетия композитора никто из праздно-созерцавших самарских музыковедов и
исследователей не догадался положить
цветочков к мемориальной доске, которая как-то
вообще осталась в стороне от основного
торжества. Но и это ничего... Юбилеи и выборы
проходят, а вечная музыка остается.
Останется теперь в Самаре и улица Дмитрия
Шостаковича.
Текст
и Фото
Н.Кружкова, 2006.
|